Skip to main content

Собираю разную информацию про то как помочь ребенку в школе

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Стащила у Ани с

Стащила у Ани с чудества
Премудрости :) (для внутреннего пользования :))
Ершова Евгения
Итак, ребенок приходит в первый класс, какие трудности могут его подстерегать, и какие ошибки мы можем найти в тетрадках?

Пропускает буквы в письменных работах

Недостаточное развитие…

концентрации внимания
умения действовать по правилам
трудоспособности (щадящий режим)
индивидуально-типологических особенностей (астеничные дети)

Недоразвита орфографическая зоркость (не видит места, где нужно применить правило)

Недостаточное развитие…

саморегуляции и произвольной деятельности
приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу)
объема и распределения внимания
оперативной памяти
фонематического слуха

Невнимателен и рассеян

Недостаточное развитие…

саморегуляции и произвольной деятельности
объема внимания
концентрации и устойчивости внимания
учебной мотивации (стимуляция познавательной активности)
работоспособности (щадящий режим, учет индивидуальных особенностей)

Трудности при пересказе текста

Недостаточное развитие…

умения планировать свои действия
логической памяти
речи
мыслительных операций (обобщения, систематизации)
уверенности в себе (укрепление самооценки, уверенности в себе)

Постоянная грязь в тетради

Недостаточное развитие…

мелкой моторики пальцев рук
приемов учебной деятельности
объема внимания
кратковременной памяти

Плохо списывает с доски

Недостаточное развитие…

приемов учебной деятельности
саморегуляции и произвольной деятельности
переключения внимания
объема внимания
оперативной памяти

Плохо ориентируется

Недостаточное развитие…

восприятия и ориентировки в учебнике, в тетради, в пространстве
саморегуляции и произвольной деятельности
наглядно-образного мышления

Плохое качество письменных работ (небрежный почерк: слишком сильный или слабый нажим, разноразмерность букв, отсутствие связности письма)

Недостаточное развитие…

зрительно-моторной координации
микромоторики
умения регулировать мышечные усилия
саморегуляции в произвольной деятельности
уверенности в себе (укрепление самооценки, уверенности в себе)

9. Не дописывает до конца слова и (или) предложения.

Недостаточное развитие…

звуко-буквенного анализа
концентрации и устойчивости внимания
индивидуально-типологических особенностей (низкая работоспособность, медлительность)

10. Ошибки при слитно-раздельном написании слов

Недостаточное развитие…

зрительного анализа
восприятия и ориентировки в пространстве
вербального (словесного) анализа

11. Делает замены на письме по акустическому сходству или по пространственному сходству

Недостаточное развитие…

фонематического слуха и звуко-буквенного анализа
произношения
зрительного анализа
ориентировки в пространстве
концентрации и устойчивости внимания

12. Слишком медленный темп письма

Недостаточное развитие…

работоспособности, индивидуально-типологических особенностей (медлительность)
знаний правил
саморегуляции и произвольности деятельности
концентрации и устойчивости внимания
мелкой моторики

13. Трудности в запоминании правил

Недостаточное развитие…

памяти
концентрации и устойчивости внимания
работоспособности

Для предупреждения этих трудностей существует, как специальные упражнения, так и множество игр. Одна игра обычно работает сразу над несколькими важными функциями или умениями, поэтому разделение в списке условное. Если вы чувствуете, что игры даются с трудом, требуется что-то большее, чем только игровые приемы желательно обратиться к специалисту для составления программы, в которой могут быть использованы, как перечисленные игры, так и более узконаправленные приемы коррекции.

Екатерина Белова, автор блога «Большой мир маленького ребёнка»,
Портрет хорошо успевающего мальчика:
«Такой мальчик характеризуется достаточно высокими показателями интеллектуального развития. В частности, самые высокие значения имеет общий и невербальный (связано с оперированием образов) интеллект, несколько более низкие — вербальная (вербальная — значит, связана с речью) сторона интеллектуального развития. Такой мальчик характеризуется достаточно высокой стрессоустойчивостью и способностью обучаться даже в весьма сложных ситуациях, провоцирующих эмоциональные переживания. Достаточно хорошо развита и слухоречевая память. По своему типу темперамента это скорее всего сангвиник, возможно, сангвино — флегматик. У данного мальчика весьма хорошо развит социальный интеллект, он очень уверенно чувствует себя в коллективе сверстников, умело общается. Показатели личностной тревожности такого мальчика чуть — чуть выше средне-возрастных нормативов, но не чрезмерно высокие, что обеспечивает ему неравнодушное отношение к получаемым школьным оценкам и способствует стремлению соответствовать социальному статусу школьника. Такой мальчик умеренно агрессивен.»

А вот портрет хорошо успевающей в начальной школе девочки:
«Такая девочка имеет прежде всего высокие показатели развития вербального (напомню, связанно с речью) компонента интеллекта (заметили (?) — противоположно мальчишкам :) ). Что же касается показателей развития общего и невербального интеллекта, то они могут быть любыми, лишь бы не выходили за нижнюю границу диапазона нормативных значений. Данная девочка также характеризуется достаточно высокой стрессоустойчивостью и способностью обучаться даже в весьма сложных ситуациях, провоцирующих эмоциональные переживания. Достаточно хорошо развита произвольность внимания и поведения в целом. По типу темперамента это скорее всего сангвиник или сангвино — флегматик, а возможно, что и флегматик в «чистом» виде. Достаточно уверенно можно сказать лишь то, что это не холерик.
У такой девочки умеренно или высоко развит социальный интеллект, она достаточно общительна, умеет ладить с окружающими. Показатели личностной тревожности такой девочки либо укладываются в диапазон средневозрастных значений, либо несколько снижены, что обеспечивает направленность интересов именно на учебную деятельность и не вызывает излишней озабоченности проблемами межличностных взаимодействий со взрослыми и сверстниками. Такая девочка характеризуется умеренными или даже несколько сниженными показателями агрессивности.

Продолжение Премудростей :)
Мелкая моторика. О развитии мелкой моторики и важности ее развития слышали, наверное, все. Иногда кажется, что этому уделяется самое пристальное внимание, но тем не менее, недостаточное развитие мелкой моторики остается одной из самых часто встречающихся проблем. Этому можно было бы отвести целую статью, но я покажу только несколько игр, которые хорошо развивают мелкую моторику, но не так часто используются.

Развивающая игра «Цветовые иллюзии» — это не только задание на раскрашивание, но и любопытные волчки. Захват ножки волчка напоминает положение пальцев при письме. Чтобы запустить волчок, ребенку требуется высокая ловкость пальцев и их быстрая, согласованная работа. Полезно не просто научиться запускать волчок, но устраивать соревнования, упражняться в их запуске, чтобы таким увлекательным способом тренировать мелкую моторику.

МК сделать волчки своими руками (автор Татьяна Пироженко)
Сенсорные игры с цветными камушками (автор Мария Костюченко)

Кто быстрее и Ловкий крендель - настольные игры, которые развивают мелкую моторику и скорость движения, выносливость. В школе важно не только насколько ловкие пальчики, но и как долго они могут выдерживать нагрузки без ущерба качеству.

Зрительно-моторная координация. Этот показатель тесно связан с мелкой моторикой и игры, которые будут представлены ниже так же развивают мелкую моторику, но они сложнее в том, что важна и скоординированная работа зрительного и двигательного анализатора. Самая простая, но увлекательная игра — всевозможне балансиры: «Ловкий тюлень», «Большая перемена», «Зайцы-пришельцы», Вьючный Осел и тому подобные. Гибкие правила таких игр позволяют сделать их интересными для детей разного возраста, а регулярные игры развивают важные для школы навыки.

Примером таких игр может стать природный материал, например брусочки или камушки

Традиционными для развития зрительно-моторной координации считаются лабиринты, причем не только графические, когда ребенок рисует путь карандашом, но и лабиринты с катающимся шариком, сложные варианты текстильных лабиринтов, лабиринт типа Amaze. Увлекательно создавать свои собственные лабиринты в крышках от коробок!

Можно сделать лабиринт из лего (автор Мария Костюченко)
вертикальный лабиринт (автор Татьяна Пироженко)

Сюда же мы можем отнести такие творческие виды деятельности, как конструирование из проволоки, плетение узлов макраме, теневой театр и даже Дартс, «Самый умный и ловкий» или Настольный бильярд.

МК Проволочная головоломка (автор Татьяна Пироженко)

Внимание. Очень важный показатель, который тренируется практически во всех играх, но не всегда на нем акцентируется внимание. Часто родители «ставят диагноз» ребенку, что тот невнимательный и кроме просьб: «будь внимательнее», ничего не делают. Внимание — это тренируемая функция, которую можно и нужно развивать, игровыми приемами в том числе. Важно обращать внимание ребенка на детали, учить его замечать важное, мотивировать на это. К играм, которые тренируют внимание можно отнести, как спокойные игры, позволяющие неспеша внимательно что-то рассматривать: Логические квадраты, «Цветные дорожки», «Дружные рыбки» , Мышки-малышки;

Игры на развитие внимания (автор Татьяна Пироженко)

так и соревновательные игры, где важна не только внимательность, но и скорость реагирования: Игра БАБОЧКИ, «Найди пару», «Пикчурека 2″, Детектив Глазок.

Умению распределять внимание, сосредотачиваться за задании, не отвлекаться способствуют игры головоломки, о которых будет еще сказано ниже.

Развитие памяти — еще один важный показатель, который прекрасно развивается в игре. Мой фаворит — игра мемори! На shillopop.com вы найдете массу примеров. Можно ее делать из бумаги, крышек, камней, фетра.

Игры на память и логику – показать ряд картинок (начинать можно с 2х) потом закрыть его и предложить ребенку самому выложить такой же ряд. Можно связывать выкладываемые картинки сюжетом (даже не всегда логичным). Например, вы выкладываете карточки лягушка, снеговик, дом и т.д. и рассказываете историю. Однажды лягушка увидела снеговика и поскакала в свой дом. Пусть это и звучит нелепо, но вот такая нелепая история поможет ребенку запомнить порядок выкладывания карточек

А можно купить готовую Мемори. Разнообразить игру легко за счет смены темы с овощей на транспорт и т.д.

Мемори легко делать самим из любых доступных картинок. Вот пример осеннего мемори (автор Костюченко Мария)

Скорее всего в ваших запасах есть игры, которые считаются «малышовыми», но потенциал их раскрыт недостаточно. Увеличивая количество карточек, игроков, ограничивая время игры, вы усложняете условия, а значит игра становится актуальной и для старшего дошкольника. В связи с этим хочу показать игру Лото-запоминалка. Игра для развития памяти и внимания. Картинки создают впечатление, что игра для малышей, но в ней есть важная задача — запоминание ряда и его воспроизведение. Это пригодится детям в школе, чтобы быстрее читать, красивее выражать свои мысли и точнее писать диктанты.

На простых контруктивных играх с образцами, таких как «Танграм и Т-пазл» Можно не только учить следовать образцу, но и усложнить задание, попросив ребенка запомнить образец и по памяти воспроизвести конструкцию, используя визуальный код для запоминания.

Развитие умения связывать части материала — важнейшее умение для школьника, но уже в дошкольном возрасте важно научить ребенка способом анализа и синтеза материала, его логического осмысления. Тут нам помогут разнообразные игры:«Раз, два, три, четыре…», «Противоположности», Вопрос ребром, Ассоциации, Найди похожую фигуру, «Что к чему и почему?» и им подобные.

Развитие ориентировки в пространстве — это не только умение отличить правую руку от левой, это важная способность применять на практике. Я отнесла игры-бродилки к этому разделу, поскольку там действительно важно ориентироваться на игровом поле, следовать направлению, но конечно же этим важность и ценность таких игр не исчерпывается. Ходилки. Иван-царевич и серый волк, Гномики, В гостях у сказки, Лесенки-Чудесенки, Лабиринт и многие другие, выбор сейчас очень большой!

В качестве таких игр могут служить разные игры с планом и картой по поиску клада, игры на подобие горячо-холодно, где место привычных слов вы говорите выше ниже левее правее и т.д. лежит искомый предмет.
Вот тут вы можете скачать книгу с заданиями на ориентирование в пространстве (прямая ссылка на скачивание) — автор Костюченко Мария

Важно не только умение ориентироваться на плоскости, но и в объемных конструкциях: Развивающая игра 3D «Кошки-мышки»

Разнообразные головоломки: Кубическая головоломка «Tipover», «Турникет», «Час пик», Лягушки-непоседы Hoppers

Знакомые многим с детства, но многими же забытая игра в морской бой, в которую можно играть с листочком и карандашом, а можно купить специальные игровые поля. Есдинственное, от чего бы я предостерегла, так это от компьютерных вариантов, т.к. они значительно ограничивают развивающий потенциал этой игры.

Игра дорожная «Морской бой» или Игра «Морской бой». 98 игровых полей с кораблями

Головоломки в которых нужно следовать образцу и внимательно анализировать пространственное расположение элементов: Кирпичики Brick by brick, «Извилина XL», «Палочки»,

Использовать для таких игр можно обычный лего-конструктор, магнитный конструктор или кубики. Вы собираете объект, а ребенок его повторяет. А можно просто выкладывать камушки и палочки и ребенок выполняет такой же рисунок ими.

Наглядно-образное мышление нам помогают развивать многие игры, вы заметите, что о подобных играх было уже сказано выше, но не выделить в самостоятельный раздел это невозможно. Выбор за вами!
Мозаика Руденко. Геометрическая , «Составь Узор», «Вот так заморочка», Кавардак.

Развитие фонематического слуха и звуко-буквенного анализа. Всевозможные игры с буквами, предполагающие многократное повторение и использование букв, анализ их последовательности, положения в слове. Незаменимой я считаю азбуку, в которой не 33 буквы, а больше, чтобы была возможность складывать слова и фразы. Азбуку можно сделать самим, используя выкройки

или подобрать шрифт на свой вкус, но учитывая некоторые важные методические принципы.

Магнитная азбука или кубики «СКЛАДЫВАЕМ СЛОВА (русский язык)»

Игры с буквами «Зверобуквы», «Найди букву», Буква за буквой

Классические «Эрудит» и Балда, а так же «Виселица»

Игры на фонетическое развитие и восприятие неречевых звуков готовят детей к более точному и осознанному восприятию и анализу речевых звуков Игра о звуках «Бим-Бом» (+CD)

Развитие произношения Отдельно мне хочется сказать о развитии звукопроизношения. К 5 годам в норме у ребенка сформировано произношение всех звуков. Если у вашего ребенка отсутствуют или произносятся искаженно 1-2 или больше звуков, то времени ждать уже нет. Поспешите к логопеду, чтобы к моменту поступления в школу правильные звуки прочно вошли в речь ребенка. Обратите внимание и на четкость произношения. Может ли ребенок с первого раза повторить самые известные скороговорки про Сашу и Грека? Да, можно пытаться ставить звуки самостоятельно, но лучше довериться профессионалам. А себе оставить приятные минуты игр с ребенком!

Очень много вариантов игр на звукопроизношение можно найти на сайте Аси Валасиной

Развитие словесного анализа и синтеза, лексических навыков, умения планировать и контролировать.

Игры на развитие понимания пословиц и поговорок, которые не только делают речь богаче, но и развивают мышление, учат анализировать. Лото: Поговорки-цветочки, пословицы-ягодки

Всевозможные карточки, фигурки, с которыми можно выстраивать сюжет, пересказывать знакомые истории или сочинять собственные. Расскажи сказку: Репка. Теремок, ПЕРЕСКАЗЫВАЕМ СКАЗКИ, «СОЧИНЯЕМ СКАЗКИ», «СОЧИНЯЕМ ИСТОРИИ»

Игра ВОЛК, КОЗА И КАПУСТА тренирует не только мышление, но и навыки планирования, контроля и самоконтроля, а если вы будете еще и устно комментировать действия, обсуждать планы и результаты, то подобные игры будут развивать важные речевые умения.

И последний пример игры, которую можно было бы рекомендовать для подготовки к школе — Викторина первоклассника

Надеюсь, что теперь вам будет легче подобрать игры, опираясь не только на интересы ребенка, но и понимая важность игровой деятельности и ее возможности для подготовки ребенка к школе!

Хоть бы не ссылалась уже :)

Хоть бы не ссылалась уже :):):)

А я это для себя - ветка то

А я это для себя - ветка то закрытая, только для своих. Рада видеть тебя у нас в гостях.