Skip to main content

Времена года - Занятие 1. Вводное занятие (кратко о каждом)

* Прежде, чем МЫ (всем кому интересно) начнем занятия по проекту «Времена года» я предлагаю провести одно вводное занятие...

Времена года (кратко о каждом)

Для того, чтобы познакомить малыша с понятием «Времена года», предложите ему... круглое яблоко. Возьмите маленький фонарик и проведите с малышом простейший опыт (при этом все поясняя, в зависимости от возраста — упрощая или усложняя):

«Смотри, как ты думаешь на что похоже яблочко ?
Возможные ответы малыша: мячик, воздушный шарик и т.д.
Мама: А еще яблочко похоже на нашу планету Земля, на которой мы живем.
/здесь, если малыш уже немножко знаком с географической картой или глобусом — можно обратить его внимание на них, если же не знаком и ему интересно, то Вы можете сделать лирическое отступление и некоторое время уделить внимание им/
А какое яблочко по форме ?
Возможный ответ малыша: круглое.
Мама: да, молодец, оно круглое
/здесь займитесь с малышом немножко геометрией: нарисуйте на листочке бумаги круг — скажите «это круг, он плоский»; попросите малыша посмотреть по сторонам и показать Вам что-то похожее на круг; слепите с малышом из пластилина шарик (очень полезно для маленьких ручек) и скажите «Это шар. Он объемный». Важно не объснять, что такое «плоское-объемное», а чтобы малыш это осознал визуально, на ощупь./
Мама: Значит, яблочко — это шар. Земля тоже шар — большой шар.
/попросите малыша найти то, что похоже на шар (мячик, воздушный шарик, пластмасовый шарик и т.д.)
Теперь предложите малышу из того же пластилина слепить тоненькие колбаски и помогите их прикрепить к шарику; можно другой вариант — пусть малыш попробует втыкать маленькие тонкие палочки (макароны, зубочистки, спички, счетные палочки, старые фломастеры и т.д.) в шарик, так чтобы получилось солнышко./
Мама: Смотри, это фонарик. Он наш друг. Он поможет нам провести небольшой опыт. Вспомни, солнышко когда светит ?
Возможные ответы малыша: днем, когда светло.
Мама: Правильно. Солнышко светит днем. Фонарик будет нашим солнышком.
Если мы посветим на один бочок яблочку, то там будет светло, а на другой бочок яблочка в это время свет не падает — там темно.
* Можно рассмотреть сразу два варианта:
там где светло — это день, там где темно — ночь, между ночью и днем — утро, а между днем и ночью — вечер (дорогие мамы, скажите нужен ли Вам более подробный материал про СУТКИ ? Со стишками, играми, заданиями ?)
Мама: Так как солнышко у нас еще и греет, то давай представим, что здесь светло и тепло, а значит здесь у нас лето, на другой стороне света мало, значит солнечные лучики плохо доходят до бочка — здесь у нас зима. А вот здесь и здесь — куда все-таки попадают солнечные лучики и немножко греют яблочко будет весна и осень. Весна всегда приходит после Зимы и перед Летом. А Осень всегда наступает после Лета и бывает перед Зимой.
НО, на нашей планете Земля (вот здесь и здесь — показываем на яблочке) есть полюса, на них короткое лето (здесь даже летом лежит снег) и длинная зима (короткий день и длинная полярная ночь). А есть места, где всегда жарко — смотри вот здесь (показываем на «экватор»).
/Если малыш заинтересовался, то можно забрести в дебри объяснений, показать фильмы ВВС, заглянуть в энциклопедии./

А вообще больше гуляйте с малышом — ведь с временами года лучше всего знакомится на улице, а особенно в лесу, на полу, на лугу, у озера или речки ! На улицу можно взять пару книжек с картинками и стихами про времена года (можно закинуть в пакет или рюкзачок)

Итак, существует четыре времени года: Весна, Лето, Осень, Зима. И каждый год одно время года сменяет другое и все повторяется.

Прочитайте малышу такие стихи:

«Что такое весна ?
По весне услышим
Стук капели с крыши,
Бормотание ручья,
Звонкий голос воробья.

Делаем воробья:

1 вариант (аккуратных и осторожных малышей): берете яйцо; прокалываете дырочку; когда содержимое вытечет, сполосните яичко и дайте просохнуть. Затем пусть малыш покрасит яичко в коричневый цвет (или на свой выбор, ведь воробей может быть и «мультяшный»). Удобно красить в подставке под яичко.
На цветной коричневой бумаге (лучше использовать двухстороннюю) нарисуйте 3 треугольника широких(два крыла и хвост), на белой - 2 маленьких кружка (глаза), на бежевой или желтой — 2 маленьких треугольничка (клюв).
Из желтого картона вырежте широкий овал (ножки).
Если малыш учится вырезать, пусть попробует вырезать сам или помогите.
Треугольники (крылья, хвост) сложите гармошкой — подскажите малышу, как это можно сделать, пусть попробует сам.
Теперь подскажите с какой стороны надо приклеить крылья и хвост к яичку (широкой вершиной треугольника — немножко согнув).
С какой стороны глаза (черные точки пусть дорисует фломастером) и клювик.
Теперь к ножкам яичко лучше прикрепить желтым пластилином, так чтобы яичко стало устойчивым.
2 вариант:
Все тоже самое, только из киндер-сюрприза.

Что такое лето ?
Это много света,
Лес, речка, речной песок,
Свежих ягод туесок.

Делаем туесок с ягодами:
(вот так выглядит туесок)

Делаем шарик из пластилина. Маленькими пальчиками раздавливаем его и превращем в круглую лепешку. Теперь делаем толстенькую колбаску и раздавливаем её в овальную лепешку (мамы помогают скрепить эти лепешки так, чтобы получился туесок). Очередь ягодок — малиновая малинка, красная брусника, фиолетовая черника, оранжевая облепиха (малыш пальчиками скатывает маленькие шарики). И на последок делаем крышку — лепим шарик из пластилина, раздавливаем его и превращем в круглую лепешку. Посерединке прикрепляем маленький шарик — ручка крышки.

Что такое осень ?
Ветер в кронах сосен,
Дождик капает с утра –
Сапоги надеть пора.

Делаем сапоги:
Нужны 2 картонных основания от туалетной бумаги. Берем смешанный пластилин (который жалко выбрасывать, но какого он первоначально был цвета уже трудно догадаться :) - размазываем его тонким слоем по основам — это голенища сапог. Из этого же пластилина делаем 2 короткие толстенькие колбаски и каждую крепим к голенищам сапог — это носы сапог (немного вытягиваем их, придавая заостреную форму). Теперь украшаем чем угодно — блестками, семячками, зернышками, пуговицами и т.д. Завершающий момент — берем плотный картон прямоугольной или квадратной формы и прикрепляем наши сапоги к осноке-картону с помощью пластилина.

А зимой по снегу
Нам на лыжах бегать
И лепить снеговика,
И кататься на коньках.»

Делаем снеговика:

Из папье-маше. Нужны 3 салфетки и клейстер. Из салфеток делаем три комка (большой, средний и маленький), обмазываем клейстером, скрепляем один с другим, даем высохнуть. Из красного (оранжевого) прямоугольничка бумаги складываем маленький конус — нос морковка — приклеиваем. И черным фломастером дорисовываем глазки или берем 2 маленьких кружочка черной цветной бумаги и приклеиваем.

Прочитайте малышу рассказ «Четыре желания» К. Ушинского
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей речке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё была зима!
— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжечку и приказал Мите записать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, нарвал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, что бы лету конца не было!
И это желание Мити было записано в ту же книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
— Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

*** Спросите у малыша "А какое время года ты любишь больше и почему?" (задание на развитие речи, памяти, построение логической цепочки, наблюдательности, способности выражать свои мысли и т.д.)

И стихотворение «Четыре цвета года» Л. Яхнина
Белый

Белые шапки на белых берёзах.
Белый зайчишка на белом снегу.
Белый узор на ветвях от мороза.
По белому лесу на лыжах бегу.
Синий

Синее небо.
Синие тени.
Синие реки сбросили лёд.
Синий подснежник, житель весенний,
На синей проталинке смело растёт.
Зелёный

В зелёном лесу на зелёной травинке
Поводит усами зелёный жучок.
Зелёную бабочку на тропинке
Накрыл мой сачок, нитяной колпачок.
Жёлтый

Жёлтое солнце греет слабее.
Жёлтые дыни на жёлтой земле.
Жёлтые листья шуршат по аллее.
Жёлтая капля смолы на стволе.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ:
P/S Чередуйте место занятий малыша – немножко за столом, немножко на полу (на «полянке») – так малышу интересней.

1) Пусть малыш попробует сделать 4 коллажа (а мамы конечно же помогут) по стихотворению «Четыре цвета года» Л. Яхнина.

Создание коллажей разобьем на четыре дня.

1 день: Прочтите абзац стихотворения, посвященный зиме. Предложите малышу нарисовать белый снежок в заснеженном лесу и белоствольные березы. Чтобы белая бумага не сливалась с белым цветом, возьмите цветной картон или цветную бумагу голубого цвета (можно светло-синего). Из ваты сделайте «белые шапки на белых березах.Белого зайчика сделайте из белого пластилина. А человечка на лыжах — из белой бумаги (мама пусть поможет - дорисует детальки черным фломастером).

2 день: Прочитайте абзац про весну. И предложите, на белой бумаге нарисовать небо и синюю проталинку. Затем из голубой узкой ленточки делаем речку (приклееваем), из кусочков фольги (бывает цветная, можно из голубой) — льдинки. Из пластилина — подснежник.

3 день: Прочитайте абзац про лето. И предложите, на зеленой (лучше салатовой) цветной бумаге нарисовать кроны зеленых деревьев, стволы тоже можно немножко нарисовать коричневой краской, но пусть они прячутся за зеленой листвой. Травку делаем из полосочек зеленоватого цвета (возьмите любой старый журнал, найдите картинку с чем-нибудь зеленым — машина, платье, растение и т.д. И просто нарежьте полосочек, тогда они получатся не однотонные, так будет интереснее). Тоже проделываем с тропинкой в песочных тонах. Было бы здорово, если Вы там же найдете жука и бабочку зеленой расцветки или вырежьте из зеленой ткани, приклейте. Сачок можно сделать из кусочка марли, бинта, окрашенных в зеленый цвет или из кусочка сеточки — упаковки для цветов.

4 день: Прочитайте абзац про осень. И предложите, на желтой цветной бумаге нарисовать коричневатый ствол дерева и ветки. Нарисуйте пожелтевшие листья на дереве, на земле, в «воздухе». Капля смолы — кусочек целофана от упаковки для цветов (пропитайте его йодом). Желтое солнышко — пластилин. Дыни - было бы здорово найти в старых журналах подходящую картинку или из каталога продуктов.

2) Любая мозаика

зима: предложите малышу сделать белого зайчика или снежинку (и попробуйте про них придумать сказку, а вдруг у Вас получится совместное с малышом литературное творчество ?)

весна: предложите малышу сделать синюю проталинку, а вокруг нее будет лежать снег (скажите, что на ней потом будет «мишка» прыгать, танцевать или по ней будет ездить «машинка»)

лето: предложите малышу сделать жучка на зеленой травке или бабочку (и попробуйте про них придумать сказку, а вдруг у Вас получится совместное с малышом литературное творчество ?)

осень: предложите малышу сделать желтый кленовый листик и солнышко (и попробуйте про них придумать сказку, а вдруг у Вас получится совместное с малышом литературное творчество ?)

3) Возьмите счетные палочки или даже нарежьте цветной картон на не очень длинные полосочки (почему лучше картон, потому что в счетных палочках к сажелению нет белого или хотя бы синего цвета). У нас были палочки. Сложите на столе слово «ГОД» (пусть малыш в меру своих возможностей помогает и в этом случае и в дальнейшем). Прочитайте по звукам, а потом целиком слово. (или попросите малыша – опять же зависит от его возможностей) Напомните, что в году четыре времени года.
Сложите слово «ВЕСНА». Рядом положите 1 палочку. И еще можно сложить отличительную особенность этого времени года, например солнышко. Посчитайте сколько палочек лежит рядом – одна – это первое время года.
Далее сложите слово «ЛЕТО». Рядом положите две палочки. Сложите отличительную особенность этого времени года, например травку. Посчитайте сколько палочек лежит рядом – две – это второе время года.
Затем сложите слово «ОСЕНЬ». Рядом положите три палочки. Сложите отличительную особенность этого времени года, например дождик. Посчитайте сколько палочек лежит рядом – три – это третье время года.
И наконец сложите слово «ЗИМА». Рядом положите четыре палочки. Сложите отличительную особенность этого времени года, например снежинку. Прочитайте по звукам, а потом целиком слово. Посчитайте сколько палочек лежит рядом – четыре – это четвертое время года

4) Предложите малышу сложить «Квадраты Никитина» - (задание на воображение).
Нарисуйте ими картину (уровень выбирайте по возможностям малыша) :
весна - небо с солнышком, внизу проталинка с талой водичкой, в которой отражается солнышко;
лето — небо с солнышком, внизу зеленая травка;
осень — желто-зелено-красный листопад и лужицы;
зима — красное солнышко на синем небе, внизу голубой лед катка.

5) Здесь множество вариантов: - книжка с наклейками про времена года, - картинки, - открытки, - фотографии (с четырьмя временами года). Пусть малыш попробует определить к какому времени года относиться данная картинка, открытка, фотография. Теперь расскажите малышу историю, про то, что изображено на этих четырех картинках (про четыре времени года). Если у Вас не книжка с наклейками, то вырежьте от куда-нибудь четыре маленькие картинки, подходящие по смыслу к весне, лету, осени и зиме (картинки могут быть из журналов, газет, открыток - на Ваш выбор). Пусть малыш попробует определить и по этим картинкам к какому времени года они относятся. Определив верно (если не верно - помогите), пусть приклеит на основную картинку, открытку, фотографию эти маленькие картиночки.

6) Вырежьте четыре маленьких карточки (бумага, картон) или найдите готовые картинки. На карточках нарисуйте цветы, хлеб, плоды, снег.
Возьмите белый листочек А5. Положите перед малышом. Положите рядом эти четыре картинки. Прочитайте малышу первый абзац стихотворения. Пусть он выберет нужную картинку (если необходимо /попросит/– помогите). Дайте клей-карндаш. Пусть сам намажет на бумажку клей и приклеит на А5. Потом прочитайте второй абзац. И так далее.

«ВРЕМЕНА ГОДА»
Л.Н. Модзалевский

Как вернётся к нам весна,
Чем одарит нас она ?
- Цветами, цветами, цветами.

Ну а летнею порой
Чем богаты мы с тобой ?
- Хлебами, хлебами, хлебами.

Лето быстро пролетит,
Чем же осень наградит ?
- Плодами, плодами, плодами.

Вот зима катит как раз,
Чем она засыплет нас ?
- Снегами, снегами, снегами.

7) Прочитайте с малышом рассказ Генриха Сапгира "Четыре времени года".

Внучка спросила деда:
- Все радуются и говорят: весна пришла, весна–красна. А на кого весна похожа?
- Она похожа на тебя, серьезно сказал дед, - такая же веселая и глаза синие.
- А на кого похоже лето?
- На твою маму, тебе ведь с ней всегда тепло.
- А осень?
- На твоего дядю Сашу.
- Почему?
- У него зрелый возраст. И ещё, говорят, он пожинает плоды своей учёности, - улыбнулся дед.
- Вот почему он приносит мне яблоки и апельсины.
- А зима похожа на меня, - вздохнул дед. – Потому что борода моя, как снег. Что-то самому холодно стало.
Внучка побежала и принесла деду шерстяную кофту.
- Согрейся, зима. Это к тебе весна пришла.

8 ) Возьмите картинки, фотографии, открытки с изображением ранней весны (лучше 2-4), разрежьте каждую на части (так, чтобы части одной картинки не были похожи на части другой) и предложите малышу собрать (если не справляется и просит помощи – подскажите)

9) Сделайте лото - любые картинки, относящиеся к временам года. Предлагаю также попробовать сделать буквы «В», «Л», «О», «З» и слова «ВЕСНА», «ЛЕТО», «ОСЕНЬ», «ЗИМА».

10) Здесь зависит от того, что у Вас есть: кубики, карточки со складами, домики короля-королевы (у нас домики). Складывать из них (что у Вас есть) слова «ВЕСНА», «ЛЕТО», «ОСЕНЬ», «ЗИМА».

11) Предложите малышу собрать из конструктора что-то на тему “Времена года» (развитие воображения)
(например, Данилка собрал птичку и сам объяснил, что белые- крылья, зеленый – хвост, синий – клюв, а дырочка – это глазик)

12) Послушайте музыку (сядьте на полу или даже ляжьте, закройте глаза, расслабьтесь, вслушайтесь) СD Чайковский, Моцарт, Вивальди "Времена года". Потом поговорите с малышом — что ему понравилось, какой показалось ему музыка (веселой, грустной, с переливами, быстрой, медленной и т.д.), какие картины он мысленно увидел (или на что похожа музыка — дождик, завывание ветра и т.д.).

13) Заострить внимание на цвете и оттенках (напр. На улице – травка, солнышко, лужа, дождь, небо, облако, радуга и т.д.)

14) Поиграйте с малышом в геометрические формы (что на что похоже - солнце - круг, озеро — овал, облако - ?, листик - ? травинка - ? лужа - ? и т.д.)

15) Сделайте счетный материал – солнышки (весна), цветочки (лето), листики желтые (осень), сосульки (зима) - можно просто, можно на фланелеграфе и придумать истории на счет.

16) Пусть малыш попробует собрать "белый снег" или "синий ручеек" или «солнышко» и другое из "Сложи узор".

17) Гимнастика для пальчиков:

Весна:
ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ
(пальцы правой руки собрать в «щепотку» - это птенчики. Левой рукой сбоку обхватить пальцы — это гнездо. Попеременно чередовать положение рук.)
Вот птенцы, а вот гнездо.
Всем птенцам в гнезде тепло.

Лето:
ЛОДОЧКА
(обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням.)
Маленькая лодочка по реке плывет,
На прогулку лодочка малышей зовет.

Осень:
ДЕРЕВЬЯ
(расположите кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороныи напряжены.)
В поле дерево стоит,
Ветер ветки шевелит. (покачивать руками из стороны в сторону)
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо ! (покачивать руками вниз-вверх, не сгибая пальцы)
(после выполнения упражнения встряхнуть кисти рук)

Зима:
ЛЫЖНИК
(указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, средний и безымянный пальцы прижать к ладони большим пальцем. Указательный и средний пальцы поставить на 2 плоские счетные палочки. Это «лыжник на лыжах». Не отрывая пальцы от «лыж», ребёнок «едет» скользящими движениями по столу).
Утром на лыжах кататься пошли,
Быстро до леса на лыжах дошли.
Время к обеду — весь лес обошли.
Дружно на лыжах домой мы пришли.

18 ) Артикуляционная гимнастика (стихи Н. Владимировой)
* старайтесь делать перед зеркалом
* пусть малыш попробует повторить стишки за Вами

(разбейте слова в стишках мысленно на склады и произносите вместе с малышом, повторяя несколько раз слог. Например, го-го-го-лу-лу-лу-бь-бь-бь га-га-га-л-л-л-с-с-с-ту-ту-ту-к-к-к по-по-по-вя-вя-вя-за-за-за-л-л-л и т.д.
а еще попробуйте придумать вопросы, а малыш пусть на них отвечает (причем ответ можно сопровождать «языком тела», например:
как голубь говорит ? - гырл-гырл-гырл
как на гитаре заиграл ? Брень-брень-брень
А голубки на гармошках как играли ? (как растягивается гармошка ?) - уиии-уиии-уиии
А как они притопывали ножкой ? - тук-тук-тук )

Весна:
Голубь галстук повязал,
на гитаре заиграл.
А голубки — на гормошках
И притопывали ножкой.

(здесь можно поиграть так, произносите вместе с малышом то, что в скобках)
Лето:
Ёжик-ёжик (вжик-вжик-вжик), чудачок (чок-чок-чок),
Сшил колючий (чий-чий-чий) пиджачок (чок-чок-чок ).
Встал в кружок (жок-жок-жок) и ну считать (раз, два, три, четыре,пять),
Нам водилку выбирать (давай опять)!

(разбейте слова в стишках мысленно на склады и произносите вместе с малышом, повторяя несколько раз слог. Например, о-о-о-б-б-б-ле-ле-ле-та-та-та-ю-ю-ю-т-т-т и т.д.
а читая это стихотворение не забудьте про «язык тела»)

Осень:
Облетают листья жёлтые,
Осень смотрит к нам в окно.
В огороде тыквы толстые,
Круглые, как буква О.

(здесь можно поиграть так, произносите вместе с малышом то, что в скобках)
Зима:
Зябко зайчику зимой (зззззззззззззззз),
По земле позёмка (ууууууууууууууу).
Заскользил по льду косой (жух-жух, жух-жух)
От лисы (рот растягивается, как будто произнося долгий звук «И») и волка (безмолвный долгий звук «У»).

22) И наконец закрепление темы «Времена года»:
Подберите простейшие картинки с четырьмя временами года. Положите на стол (или на пол) перед малышом.
Рассмотрите вместе картинки. Назовите каждое время года и расскажите о них.
Если малыш говорит, то пусть попробует рассказать Вам, если нет – расскажите Вы ему, а потом задавайте вопросы, а малыш пусть попробует найти ответ на вопрос и покажет пальчиком

ЗИМА
Самое холодное время года.
Люди носят тёплую одежду.
Дни короткие, рано темнеет.
Выпадает много снега.
Деревья стоят «голые», без листьев.
У некоторых животных меняется «шубка», становиться гуще (белки, зайчики и др.)

ВЕСНА
Тает снег.
На деревьях появляются почки.
Из-под земли пробивается новая травка.
Дни становятся длиннее.
Птицы возвращаются из жарких стран

ЛЕТО
Самое теплое время года.
Дни становятся длиннее.
Распускаются цветы.
Зреют фрукты, ягоды.

ОСЕНЬ
Дни становятся короче и холоднее.
Листочки и травка желтеют, краснеют.
С деревьев и кустов опадают листья.
Животные готовят запасы на зиму.
Птицы улетают в теплые края.

Вопросы:
Какие времена года изображены на картинках ?
Какое время года самое холодное, а какое самое тёплое ?
Какие отличительные приметы каждого времени года ты знаешь ? (если малыш еще не говорит или затрудняется – помогите ему)
Что делают дети ?
Чем еще можно заниматься зимой, весной, летом и осенью ?

Приятно позаниматься ! :)
До встречи на следующем занятии !

очень понравилось занятие!

очень понравилось занятие!