Skip to main content

Головоломка "Четвертый лишний"

Правила игры «Четвертый лишний» просты: ребенку показываются четыре карточки, на трех из которых изображены, например, животные, а на четвертой – птичка, ягодка или что-нибудь еще, не попадающее под категорию «животные». Ребенок определяет «лишнего» в этом ряду и объясняет свой выбор.
Игра учит ребенка классификации и обобщению, развивает мышление и речь. Не зря эту игру так любят воспитатели в детских садах, а детские психологи часто используют ее как одно из заданий в тестах, определяющих готовность ребенка к школе.

Взяв за основу игру, мы сделали интересную детскую головоломку.
Делимся идеей.

головоломки

Понадобится:
- 8 пакетов от молочных продуктов (по 0,5 л, которые «домиком»)
- 3 винтика или болтика и гайки к ним
- цветная бумага, клей, ножницы и Ко
- 16 тематических картинок - по 4 картинки разных категорий (темы выбираем в зависимости от возраста и интересов ребенка; у нас, например, нашлись лесные животные, птицы, фрукты и игрушки)

Собираем игрушку:
От молочных пакетов-«домиков» отрезаем «крышу».
Посередине дна каждого из них (кроме 2 пакетов, которые будут скраю) пробиваем дырочку для винтика.
Пакеты соединяем попарно в «кубики» - одеваем один на другой днищами в разные стороны, полученные «кубики» между собой скрепляем винтиком с гаечкой.
Итого, из 8 пакетов у нас получилась цепочка из 4 «кубиков», которые вращаются относительно друг друга. Такой себе упрощенный вариант кубика Рубика.
Теперь нужно обклеить нашу конструкцию цветной бумагой (каждую секцию отдельно) и приклеить картинки, чтобы можно было собирать «логические цепочки».
Все – можно играть.

Играем:
- Первый вариант – собственно игра «Четвертый лишний», с которой все и началось. Показываем ребенку собранную цепочку: например, белочка – зайчик – воробей – медвежонок. Ребенок находит «лишнего» в ряду и на его место подбирает «потерявшегося» товарища, который подходит по категории к остальным. Задача усложняется тем, что не все картинки находятся у ребенка перед глазами (в отличие от игры с обычными карточками). Весь процесс комментируем и обсуждаем.
- Можно «запутать» головоломку и дать ребенку задание: собери ряд, в котором будут все животные. Потом смотрим, что получилось на других сторонах, называем категории обобщающими словами. (У нас, если собрали одну сторону, то другие категории тоже совпадут. Но можно приклеить картинки и произвольно.)
- Можно поиграть и в классические игры на развитие памяти. Собираем произвольный ряд, например: виноград – ворона – лисица – голубь. Запоминаем. Потом меняем один или несколько элементов. Что изменилось? Собери, как было.
- Развиваем речь и воображение. Собираем произвольный ряд и придумываем историю, в которой были бы задействованы все элементы.