Skip to main content

Сюда помещаем все, что связано с играми на улице.
]]>Игры на улице на сайте тут]]>

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Зимние забавы. ]]>]]>]]>]]>

Зимние забавы.
]]>]]>]]>]]>

Скачет зайка на

Скачет зайка на лужайке

]]>]]>]]>]]>

Играем зимой на

Играем зимой на улице

]]>]]>]]>]]>

Игры с мячиком ]]>]]>]]>]]>

Игры с мячиком

]]>]]>]]>]]>

Игры на улице ]]>скачать с

Игры на улице

]]>скачать с depositfiles.com]]>
размер 57,26 МВ

Игры ]]>]]>

Игры

]]>]]>

Игры зимой на

Игры зимой на улице

]]>]]>

]]>]]>]]>]]>

Добавлю сюда пожалуй Песочные

Добавлю сюда пожалуй
Песочные фантазии
Всем знакомые картинки: тихий тенистый двор, детская площадка, песочница и кучка малышни, увлеченно копающей лопатами песок, или горячее морское побережье, ласковый ветерок и причудливые песчаные постройки из песка и вырытые колодцы, а рядом их маленькие создатели… Игры с песком всегда были одной из любимейших забав малышей. Причем в него любят играть и совсем крошечные несмышленыши, едва научившиеся ходить, и ребятишки постарше.

Виктория Белобородова
Песок – не просто забава

Молодым родителям может показаться, что возня в песочнице – это всего лишь забава для малыша, не более того. Казалось бы, сидит карапуз в песочнице, лепит куличи, перебирает пальчиками золотистый песок. Просто играет. Просто, да не просто. Да, куличики, песчаные замки – это и забава, и игра. Но, кроме того, это еще и очень полезное занятие, развивающее ребенка во многих направлениях. Судите сами. Пересыпая сухой песок или разминая пальчиками мокрый, ощущая его тепло или прохладу, малыш обогащает свой тактильный опыт, развивает одно из важных органов чувств – осязание. Как и любые пальчиковые манипуляции, возня с песком влияет на интеллектуальное развитие крохи. Просто удивительно: лепим песочные пирожки, копаем канавки и вместе с тем умнеем, развиваем свой мозг. Насыпая в формочки и ведерки песок и выкладывая песочные фигурки, ребенок тренирует координацию движений, точность и аккуратность. Но и это не все. Любые постройки из песка – это творческий процесс. И чем больше всевозможных песчаных миров будет создавать малыш, тем лучше будет развиваться его фантазия и воображение. Прямо в песочнице можно изучать географию и математику, учиться считать, читать и писать, знакомиться с основами физики. И наконец песочница – это то место, где кроха проходит первую школу социализации. Иными словами, осваивает азы взаимоотношений с себе подобными.
Хлоп и шлеп
Для того чтобы развивать тактильную чувствительность малыша, не нужно придумывать никаких сложных игр. Просто присядьте рядом с ребенком в песочнице и предложите ему запустить обе руки в теплый сухой песок. Спросите его, что он чувствует, и поделитесь с ним своими ощущениями: «Песок теплый и сухой, он рассыпается в руках, «течет» сквозь пальцы, песчинки приятно щекочут ладошки…» А потом полейте часть песка водой и сравните ощущения от сжимания в руках сухого и влажного песка. Одинаковые ли ощущения, если положить на песок ладошки и прикоснуться к нему тыльной стороной ладони, если держать руки неподвижно и «повозить» ими по песку? А если встать сначала на сухой, а потом на влажный песок босыми ножками? Предложите малышу похлопать ладошками по песку, подвигать тыльной стороной ладони, «потопать» и «побегать» по нему пальчиками, захватить и зажать песок в кулачках. Попробуйте оставлять на сухом и влажном песке отпечатки ладошек, кулачков, пальчиков. На каком из них отпечаток получается четче? Пусть ладошки и кулачки крохи «походят» по песку, как медвежата, «попрыгают», как зайки, «поползают», как змейки. Покажите малышу, как закопать в песок кисти рук, а затем постараться освободиться, двигая только лишь пальчиками и сбрасывая с них песок. Или поиграйте в такую игру. Закопайте в песок свою кисть. Задача малыша выкопать вашу руку, но при этом до нее не дотрагиваться. Подскажите, что удобно сначала аккуратно обкопать руку вокруг, затем воспользоваться тоненькими палочками в качестве вспомогательных инструментов. Можно даже сдувать песчинки. Подобным образом в песок можно закапывать игрушки, а малыш пусть их выкапывает, тренируя точность и координацию движений. Предложите малышу закрыть глаза и попытаться на ощупь найти в песке ваши руки и откопать их. Это обогатит его тактильный опыт новыми ощущениями. Если у вас большой выбор всевозможных формочек для песка, поиграйте с малышом так. Разложите все формочки и попросите ребенка отвернуться или закрыть глаза. Тем временем вы оставляете на ровной песчаной поверхности отпечаток какой-нибудь формочки. Малыш открывает глаза и пытается определить, кто здесь только что побывал, т.е. ищет ту форму, с помощью которой был сделан отпечаток. Можно добавить к пластмассовым формочкам и другие предметы: шишки, камешки, пластиковые стаканчики. Они тоже оставляют интересные отпечатки. А если вы оставите след от своей ладони, сможет ли малыш определить, это была правая рука или левая? Вовлеките в игру и других ребятишек, играющих по соседству. Так у вас сразу расширится «парк» игрушек, да и играть будет веселее. А вот увлекательная игра, которая научит малыша классифицировать предметы по заданному признаку. Нарисуйте на песке несколько «домиков» – кругов, квадратов, треугольников. Расскажите малышу, что рыбки (если они есть в вашем песочном наборе) любят жить в круглых домиках, а, например, краб хочет непременно занять домик квадратный. Задания давайте исходя из наличия у вас игрушечной «живности». Пусть теперь малыш возьмет формочки и сделает в нужных «домиках» соответствующие песчаные фигурки или просто отпечатки формочек. Задание можно и усложнить: «Посели бегемотика не в круглый, и не в квадратный домик». Или: «Морская звезда хочет жить в домике без углов». Или, может, так: «Верблюду нравится домик, у которого четыре угла». А не познакомиться ли нам с последовательностями? Мама с помощью формочек выкладывает из песка цветочек, затем слоника и снова цветочек. Какая фигурка будет следующей? Если это легко – усложняем. Два цветочка, один слоник и вновь два цветочка. Что следом?
Мы строили, строили...
Песок – тот удивительный материал, из которого можно сотворить все, что угодно. И не только привычные песчаные замки. Вернее, как раз замки, только не совсем привычные. Обычно ребятишки строят свои архитектурные шедевры руками, насыпая и утрамбовывая песок, выкладывая заборчики и выкапывая рвы. Чтобы разнообразить это занятие и придать постройкам более утонченный вид, предложите им использовать для строительства всевозможные формы. А еще лучше, займитесь строительством вместе с детворой. Допустим, вы задумали построить средневековый замок. Начать строительство можно с симпатичных башенок, которые мы сделаем при помощи высоких пластиковых или жестяных баночек, обрезанных пластиковых бутылок и т.п. Начертим на песке периметр нашей будущей постройки и в углах расположим цилиндры-башенки. Такими же башенками можно будет украсить потом и сам замок. Стены, соединяющие башни, вылепим при помощи коробки от сока, в которой предварительно вырезана боковая сторона. Насыпаем в коробку влажный песок и делаем ровненькие стены. При помощи пластиковых ложек, палочек от леденцов и другого полезного «мусора» можно отделывать наш замок, вырезая окна, двери, бойницы. Вокруг замка можно выкопать ров и заполнить его водой. А из палочек (например, от мороженого) получится замечательный мост. Подобные игры как нельзя лучше будят детскую фантазию и творческое воображение. А потом с построенным замком можно играть. Нужно лишь добавить немного игрушечных фигурок. Для мальчишек это могут быть рыцари, солдатики, лошади. А девочкам предложите сюжет о заточенной в башне прекрасной принцессе, злом драконе и отважном принце, который приехал ее спасать. Кстати, такой сюжет игры понравится и мальчикам. Часто бывает так, что ребятишки не знают, что им построить. И достаточно лишь «подкинуть» идею, как песочная игра захватит их с головой. И в прямом и в переносном смысле. Отмывать юного строителя после песчаных феерий придется по полной программе. Всегда лучше исходить из интересов малыша. Ваш сынишка обожает футбол? Пусть строит стадион будущего. Он любит машины? Отлично! Для захватывающей игры ему не хватает многоэтажного гаража или гоночного трека. И то и другое легко можно соорудить из песка. Предложите ему выложить песчаные горы и построить на них горную дорогу-серпантин с мостами над пропастью, бурными горными реками, тоннелями и прочими дорожными радостями. Можно даже дорожные знаки расставить. Достаточно лишь захватить на прогулку нарезанную квадратами и кружочками бумагу, зубочистки и маркеры. А потом покатать по дорогам маленькие машинки (например, из киндер-сюрпризов). Если вы захватите в песочницу набор домашних животных и маленьких человечков, девочкам понравится идея построить домик, двор, сделать загоны для животных и будку для собачки. Человечки могут ходить друг к другу в гости, пить чай за вылепленным столом, а если им что-то понадобится, то любую постройку можно соорудить по ходу игры. В песочнице можно разыграть любую сказку. Например, теремок. Сначала все участники игры его строят, потом распределяют роли: кто будет мышкой, а кто лисичкой. Для этого замечательно подойдут все те же игрушки из киндеров-сюрпризов. И даже если у вас нет нужных фигурок животных, не беда. Ведь в теремок можно поселить кого угодно: и капитана Врунгеля, и Алису Селезневу, и волка из «Ну, погоди». А потом придет мишка (слоненок, большая кукла) и развалит хрупкий теремок. Но это вовсе не повод для огорчений. Ведь его можно вновь построить. Всем вместе. И еще лучше, чем прежде...
Пляжные забавы
Захватив с собой в песочницу несколько теннисных мячиков или подобных небольших шариков, можно будет устроить песчаный пинбол. Малышу будет интересно и создавать игровое поле, и катать по нему мячики. Особенно подойдет такая забава для пляжного досуга. Итак, сначала вместе с малышом сделайте высокий холм из влажного песка. Его нужно периодически поливать водой, чтобы песок не рассыпался. Затем на боковых сторонах песчаного конуса выкопаем лабиринт канавок, которые будут ветвиться и пересекаться. Если удастся, можно проделать и несколько вертикальных тоннелей. Размер канавок и тоннелей должен быть немного шире размера наших мячиков. Когда игровое поле будет готово, запускаем мячик в одну из верхних канавок и смотрим, как он медленно скатывается вниз, проходя по нашему лабиринту. Пусть малыш экспериментирует с одним или несколькими мячами, сравнивая, всегда ли мяч катится по одному и тому же пути или по разным. А вы не забывайте время от времени поливать подсохший песок водой, иначе игровое поле легко разрушится. Малышу наверняка понравится идея выкладывать на влажном песке рисунки из камешков. Только сначала рисунок нужно нарисовать, проделывая в песке бороздки палочкой, а еще лучше, пальцем. Теперь в бороздку-контур выкладываем камешки или ракушки плотно друг к другу и в результате получаем симпатичный силуэт. Для самых маленьких творцов нарисуйте рисунок сами. Сделайте его попроще: солнышко, елочка, морская звезда. И пусть кроха пыхтит над художественным оформлением. Это очень полезно для его пальчиков. А ребятишки постарше могут, конечно, и сами рисунок нарисовать, но с мамой-то интереснее! Так что нарисуйте уж и для них. Если в вашем песочном наборе есть сито – очень хорошо! Оно пригодится нам для игры в кладоискателей. Очертите на песке небольшую площадку и закопайте на ней несколько монеток, пуговиц, вишневых косточек или любых других мелких предметов. Теперь малыш вооружается ситом и, просеивая песок, отыскивает «сокровища». Из песка можно «печь» печенье. И делать это не только привычными формочками для песка. Возьмите на пляж (или в песочницу) набор для выпечки печений и предложите малышу и его товарищам открыть кондитерскую фабрику. Делать песчаные «печенюшки» нужно из хорошо увлажненного песка. Разложите его наподобие песчаного теста на ровную поверхность (дощечку или картонку) и хорошенько разгладьте руками. Если в хозяйстве найдется небольшая скалка – дайте малышу. Пусть раскатывает песчаное «тесто». Теперь из песка можно вырезать формочками звезды, цветочки, кружочки, сердечки. Пусть малыш сам придумает, что делать с песчаными вкусностями. Можно «угостить» маму с папой, поиграть в магазин или просто разложить длиннющую цепочку песчаных печений вдоль пляжа. А еще печенье можно украсить. Ракушками, камешками, водорослями, ягодками, листиками, шишечками, цветочками – что найдется. А можно слепить не только печенье, а целый праздничный торт для чаек и крабов. И даже трехъярусный!
Песочные пейзажи
В самой обычной песочнице или на пляже можно создавать различные композиции и пейзажи из песка и подручных средств. Например, предложите малышу соорудить миниатюрный песочный сад или парк, в котором смогут гулять маленькие игрушки. Для этого очертите территорию будущего парка, разметьте, где у вас будут дорожки, где газоны, где пруды, где клумбы и беседки. При помощи разновеликих формочек для песка, ведерка и всевозможных подручных баночек, коробочек и стаканчиков создаем горки, клумбы и прочие возвышенности, выкапываем и заполняем водой декоративные пруды, где могут плавать резиновые уточки и пластиковые рыбки, выкладываем дорожки из гальки или ракушек, засаживаем наш парк всевозможными растениями. А можно попытаться создать целые природные зоны. Особенно если включить в игру небольших резиновых животных, наборы которых продаются сейчас повсеместно и стоят совсем не дорого. Как вам идея воссоздать пустынный пейзаж? Пустыня имеет с песочницей одно очень важное сходство: и там и там есть песок. Так что делаем при помощи ладошек песчаные дюны и барханы, заселяем палочками-саксаулами, а замечательные кактусы получатся из слепленных вместе репейных колючек. Дополняем пейзаж верблюдами и змеями и устраиваем пыльную бурю. Да, а не добавить ли нам в нашу пустыню оазис? Подобным образом можно смоделировать и джунгли, и горы, и морское побережье. Только представьте, сколько нового и интересного узнает ваш кроха об окружающем мире, просто играя в песке! Конечно, в подобных играх ему не обойтись без вашего активного участия, помощи и советов.
Веселые науки
А не рассмотреть ли вам песок в лупу? Возможно, малыш всегда воспринимал песок, как нечто неделимое, как единое целое. А вот в лупу отчетливо можно разглядеть отдельные песчинки, они бывают разного цвета, формы и размера. Если будет такая возможность, сравните песчинки речного и морского песка, а также того, что насыпан в песочницу во дворе. Если посмотреть в лупу на мокрый песок, малыш легко сможет ответить на вопрос, почему сухой песок сыпется, а мокрый – нет. Намокшие песчинки липнут друг к другу, вот песок и теряет свою сыпучесть. А что с ним произойдет, когда он вновь высохнет? Юным любителям экспериментов предложите такой опыт. Пусть малыш возьмет пластиковый стаканчик или небольшое ведерко, наполнит его сухим песком и медленной струйкой высыпет на землю. Интересно, что сколько бы раз он ни проделывал это, горка песка всякий раз будет одинаковой (старую кучку каждый раз нужно убирать и сыпать песок на ровное место). Пусть малыш поэкспериментирует: может быть, если сыпать песок медленнее и аккуратнее, то горка получится выше? Нет, ничего не поможет. Это связано с особым физическим явлением, называемым «угол покоя». Когда ваш песчаный конус достигает этого значения, все последующие песчинки уже не задерживаются на нем, а скатываются вниз. Для каждой сыпучей породы «угол покоя» свой, а значит, и высота конуса будет своя. В песочнице можно учить буквы, цифры, геометрические фигуры – все, что захочется. Причем буковки можно не только писать палочкой на влажном песке. Их можно лепить из песка (точно так же, как мы лепим песчаные заборчики) и даже выкапывать в песке в виде канавок. «Ну-ка, малыш, слепи мне букву «О». А что это за букву я выкопала в песке? Правильно, «М». А теперь давай слепим из песка твое имя!» Так одновременно и буквы учим (считается, что через ощущения любая информация лучше запоминается), и моторику с тактильной чувствительностью развиваем, да еще и играем на свежем воздухе. На песке можно писать, а затем читать разные слова. Да, мы уже говорили об этом. Но вот вам простая, забавная и очень полезная игра для умеющих читать ребятишек, в которую можно, конечно, играть и дома на бумаге, но куда интереснее на песчаном берегу. Она покажет малышу, как изменение всего одной буквы полностью меняет смысл слова. Итак, напишем палочкой слово «кот», а рядом на песке нарисуем смешную кошачью мордочку. Теперь сотрем букву «о» и поменяем ее на «и». Что получилось? Все, нет больше кота, стираем его. Вместо него на нашем рисунке плавает кит. Таких пар слов можно придумать очень много: коза-коса, майка-зайка, лук-жук, сом-дом и др.
Забавные отпечатки
Возможно ваш малыш уже знаком с гипсом и теми замечательными фигурками, которые из него получаются. Но, оказывается, можно заливать гипс не только в те формочки, которые входят в набор. Можно сделать слепок собственной ладошки или ступни, кошачьей лапы, любимой игрушки, формочек для песка и даже ракушек и листьев деревьев. Таким замечательным творческим делом хорошо заниматься на даче. Для этого нужно лишь прихватить с собой пакетик сухого гипса. А песок везде найдется. Сначала нам нужно оставить след на мокром песке. Удобно насыпать влажный песок в картонный или фанерный ящик или пластиковую коробку. Теперь делаем четкий аккуратный отпечаток (например, ладошки), разводим гипс и заливаем в след. Оставляем его до полного высыхания, затем аккуратно вынимаем, стряхиваем песок – и гипсовая ладошка готова. Подобным образом можно сделать, а затем раскрасить барельефы пластмассовых или резиновых зверушек. А слепки с ракушек пригодятся для бус и других самодельных украшений. Правда, не совсем из песка, а из глинистой почвы можно делать «окаменелости». Малыш не только весело и с пользой проведет время, но и сможет представить себя великим археологом, охотником за древностями. Итак, вам понадобится обычная почва из огорода, куда следует добавить 1 часть крахмала и достаточное количество воды, чтобы получилась масса, по консистенции напоминающая тесто. Дайте возможность вымесить «тесто» ребенку. Он получит массу незабываемых ощущений. Теперь разровняем полученную массу на гладкой поверхности (на противне или подносе). Готово, можно делать отпечатки. В роли «окаменелостей» могут выступать резиновые динозаврики и насекомые, листья, цветы, травинки, ракушки, камни и любые другие природные материалы. Вырежьте куски земли с «окаменелостями», придав им неправильную форму, и высушите на солнце. Подобные экспонаты не только станут украшением детской коллекции всякой всячины, ими можно будет удивить приятелей в детском саду.

№08, 2007

Лови, бросай, кати!

Лови, бросай, кати! Развивающие игры с мячом
Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы «растут» вместе с ребенком, составляя огромную радость детства.

Татьяна Макарова
Воспитатель по физической культуре ЦРР - д/с № 225 г. Москвы
Немного истории

Spoiler: Highlight to view
Упражнения с мячом являются одними из наиболее древних видов физических упражнений. История не знает ни точного места, ни времени возникновения мяча и игр с мячом. Известно лишь, что мяч возник в глубокой древности и за свою историю существования претерпел много изменений. Сначала его плели из травы, пальмовых листьев, изготавливали из плодов деревьев, шерсти животных, шили из кожи, набивая травой, опилками и другим подобным материалом. Мяч и предметы, похожие на него, археологи находят по всему миру. Поражает разнообразие игр и упражнений с мячом у разных народов. В Древней Индии (III-II тыс. до н.э.) важную роль в деле объединения всей общины играла игра «катхи-ценду» (с мячом и битой), которая стала прародительницей хоккея на траве. Найденный в древних египетских гробницах (3500 г. до н.э.) мяч, сшитый из кожи и набитый сухой соломой, а также изображенные на нем рельефы говорят о том, что мяч и игры с мячом использовались для веселого времяпровождения. Такими мячами играли дети фараонов и их подданных. Распространены упражнения и игры с мячом были и в Древней Греции, и Древнем Риме (III-II тыс. до н.э.). Мячи шили из кожи, которые наполняли перьями, шерстью или фиговыми зернышками. А назначались эти упражнения врачами и выполнять их нужно было в известной последовательности, придерживаясь определенных правил. Среди средневековых спортивных игр были популярны такие игры, как «же де пом» во Франции, чем-то напоминающая теннис, в которой по мячу ударяли ладонью, и «суль» – прообраз футбола, зародившегося в Англии (IX век). Игра типа русской лапты пришла в Европу из Индии через Ближний Восток посредством торговли и получила свое распространение главным образом среди сельских жителей. В России игры с мячом также были известны издавна. В простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком. В некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до тех пор, пока комок не делался плотным, после чего его бросали в кипяток, затем его вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а по своей упругости не уступал резиновому.
О значении мяча
Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т.п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки малыша. Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно и интеллектуальное развитие ребенка. Движения рук способствует также развитию речи ребенка. Современные научные данные подтверждают эти положения: области коры головного мозга, «отвечающие» за артикуляцию органов речи и мелкую моторику пальцев рук, расположены в одном иннервационном поле, т.е. непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от двигающихся рук стимулируют расположенные по соседству речевые зоны, усиливая их активность. Малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия (бросание, катание, бег за мячом и др.), получают нагрузку на все группы мышц (туловища, брюшного пресса, ног, рук, кистей), у них активизируется весь организм. Даже, казалось бы, обычное подкидывание мяча вверх вызывает необходимость выпрямления, что благоприятно влияет на осанку ребенка. Можно сказать, что игры с мячом – специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать, перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке. Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ.

Учимся играть вместе
Spoiler: Highlight to view
Как же научить малыша ловкости и умелости в играх с мячом? Методика обучения детей раннего возраста упражнениям и играм с мячом (как и любому физическому упражнению) имеет свои особенности, которые заключаются в том, что в обучении детей этого возраста преимущественно используются игровые приемы. Так как ребенок второго–третьего года жизни лучше воспринимает показ движения, чем его словесное описание, независимо от его сложности или новизны взрослый показывает упражнения, сопровождая их простым и доступным пояснением. Но пояснение и показ упражнений требуют подготовленности. Зрительные впечатления у детей преобладают над их словесным выражением. Ребенок не владеет обобщенными способами действий в словесном выражении, и поэтому не всегда может понять, что означает «прокати мяч», «подбрось мяч вверх» и т.п. Например, показывая ребенку, как надо бросать мяч вдаль двумя руками из-за головы, мама или папа сопровождают показ простым, доступным для понимания пояснением: «Я сейчас брошу свой мячик далеко-далеко. Смотри, как я это делаю. Я возьму мяч двумя руками и подниму его вверх. Какой красивый у меня мячик! А теперь я спрячу его за голову. И… брошу. Брошу сильно, вперед! Далеко-далеко!» Пояснение чаще всего сопровождается показом даже при выполнении знакомого упражнения: взрослый напоминает, что надо делать, и тут же сам дает показ движения. Конечно, ребенок способен отобразить движение, поэтому одно и то же упражнение следует показывать и пояснять не один раз, а многократно, чтобы создать у малыша правильный образ движения (прокати мяч в ворота, брось мяч через веревочку). Такие способы выполнения движений в силу своей конкретности помогают детям еще лучше осознать поставленную перед ними задачу и выполнить ее более целенаправленно. Задания должны быть простыми и доступными. Благодаря многократным повторениям у ребенка образовываются более прочные двигательные навыки, малыш начинает выполнять движения более свободно, без лишнего напряжения. У ребенка появляется своеобразное «чувство мяча». Таким образом, малышу свойственно многократное повторение движений как во время овладения им, так и после уже появившегося двигательного умения. Ребенок может без устали и с большим увлечением бросать мяч на пол, катать взрослому, скатывать с горки, забрасывать в корзину или ящик. Какие же конкретные рекомендации можно дать родителям?

* Подготовьте один или два больших мяча диаметром 15–20 см, маленькие мячи диаметром 5–8 см (от большого и настольного тенниса, резиновые, мягкие из разных материалов, сшитые вами), бумажные шары (из скомканной бумаги), большой надувной мяч-шар.
* Покажите ребенку, как вы играете в мяч: катаете, бросаете, ловите, отбиваете от пола и т.п. Попробуйте научить этому и вашего малыша.
* Не принуждайте малыша к выполнению того или иного движения. Не требуйте от него повторять упражнение до тех пор, пока ребенку не удастся выполнить его правильно. Не упрекайте его за рассеянность, невнимание, неумение и т.п. Не превращайте обучение в скучную повинность. Играйте с малышом, когда он будет находиться в хорошем настроении.
* Проявите фантазию, изобретательность, используйте для игр все, что найдете под рукой: гладильную доску, стулья, пустые пластиковые бутылки, длинные шнурки и т.п.
* Постепенно вовлекайте его во все новые виды игры, систематически повторяя их. Для этого возраста достаточно, чтобы ребенок научился прокатывать мяч в даль в заданном направлении, бросать мяч об пол и вверх, правильному замаху при метании малого мяча вдаль.
* Не забывайте о возрасте вашего ребенка, его физических возможностях! Обращайте внимание на упражнения, которые ребенок выполняет с радостью, без нажима с вашей стороны. Представьте себе, что вы сами – ребенок. Прекрасно, если вы ободрите своего малютку похвалой; удивитесь тому, какой он ловкий, смелый, быстрый; что он уже сам может показать другим. Пусть ребенок демонстрирует свои умения перед всеми членами семьи или его же сверстниками: это постепенно развивает у ребенка уверенность в своих силах, стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.

Рифмовки (стихотворный текст) при выполнении движений с мячом, помогают сделать занятие более понятным, а главное, задают ритм выполнения игрового задания.

Игры с маленьким мячом
Скати с горочки

Spoiler: Highlight to view
Цель игры: учить ребенка действовать с мелкими предметами: переносить их, складывать, прокатывать, ловить. Для этой игры вам понадобятся: 1) любые предметы шарообразной формы (диаметром 3-8 см), которые вы найдете у себя в квартире: различные мячи – для большого тенниса, резиновые, пластмассовые; шарики для настольного тенниса, шарики от сломанных погремушек, шарики из скомканной бумаги и т.п.; 2) гладильная доска, закрепив один конец которой на стуле, вы создадите дома прекрасные условия для скатывания и ловли. Содержание. В игре одновременно участвуют либо мама с ребенком, либо возможно объединение двух детей. Первый ребенок встает у приподнятого над полом конца горки. Рядом с ним в коробочке 3–4 шарика или небольших мячика. Второй ребенок стоит в 2–3 шагах от опущенного на пол конца горки. У него в руках пустая коробочка. Первый ребенок берет по одному шарику из коробочки и одной рукой скатывает их с горки. А второй ребенок в это время ловит скатывающиеся шарики и складывает их в пустую коробочку. Собрав шарики, он вместе с этой коробочкой идет на место первого ребенка скатывать шарики, а первый ребенок – на его место, т.е. дети меняются местами. Советы маме. При объяснении игры попросите папу или другого члена семьи помочь вам. Например, мама будет скатывать шарики, а папа их ловить и складывать в коробочку. Все действия мама сопровождает стихотворением: Шарик с горки покатился Мама достает шарик из своей коробочки и скатывает его с горки одной рукой.
И в коробке очутился. Папа ловит скатившийся шарик и кладет его в свою коробочку.
Мы с тобой его возьмем
И на горку принесем. Коробочка с пойманными шариками приносится к началу горки. Постарайтесь объяснить малышу, что если мячик или шарик просто класть на доску или отталкивать тихонько, то он упадет на пол, не докатившись до ее конца. При ловле скатывающихся шариков ребенок сначала, будет ловить их двумя руками – так ему на первых порах удобнее. Но напоминайте малышу, чтобы он старался ловить шарики одной рукой (правой и левой).

Слепим снежные комочки
Spoiler: Highlight to view
Цель игры: развивать мелкую моторику рук, укреплять мышцы пальцев, учить бросать малый мяч в даль. Эту игру лучше проводить в зимнее время, т.к. желательно, чтобы ребенок смог предварительно потренероваться в лепке снежков на улице. Для этой игры вам придется сделать несколько мягких поролоновых мячей (например, из поролоновых губок для мытья тела – такие мячи не только легкие, но и яркие). Содержание. Дома покажите малышу мячики и предложите слепить из них «снежки»: «Ванюшка, давай мы с тобой сейчас слепим снежные комочки». Мама, сжимая мячик между ладонями, показывает, как лепить «снежок»: «Смотри, Ванюшка, комочек мягкий, я могу его сжимать ладошками: вот так – вот так!» Ребенок повторяет за мамой движения. «Ну, покажи, какой «снежок» у тебя получился. Какой хороший у тебя «снежок»! Молодец! Давай еще слепим» – мама дает возможность малышу слепить еще 3 комочка. «А теперь бросай «снежки» мне, я буду их ловить!» Ребенок бросает мячи-комочки одной рукой маме. Мама делает вид, что ловит «снежки», но поймать или удержать их не может: «Как много «снежков». Я их и поймать не смогла! Давай соберем «снежки» и снова поиграем». Мама с малышом собирают мячи и игра повторяется. Советы маме. В игре ребенок лепит всего 4 снежных комочка: 2 – для бросания правой рукой, 2 – для бросания левой рукой. Напоминайте малышу, чтобы он с усилием нажимал на мяч во время лепки «снежка» и чтобы у него сверху оказывалась по очереди то правая, то левая ладошки. Предложите просто помять мяч пальцами рук. При бросании «снежков» малыш будет стремиться подойти к вам поближе, поэтому старайтесь держаться от него на два– три шага.

Мячи в корзине
Spoiler: Highlight to view
Цель игры: развивать глазомер, ловкость, координацию движений при метании в горизонтальную цель. Для этой игры вам понадобятся любые маленькие мячи (от большого тенниса, резиновые, мягкие из разных материалов) или бумажные шары из скомканной бумаги. В качестве горизонтальной цели лучше использовать корзину большого диаметра (высокий таз или обклеенную цветной бумагой большую коробку), чтобы бросаемые мячи могли в них задерживаться. Поставьте корзину (таз, коробку) на пол и на расстоянии 60–150 см от нее по кругу разложите 4–5 цветных кружочков или выложите круг из длинного шнура. Встав у обозначенного места (цветной кружок, шнур), мама показывает малышу, как можно забросить мячи в корзину: «Посмотри, как я умею! Хочешь тоже поиграть?» Ребенок становится на круг или в любом месте около шнура. Мама кладет перед ним на пол коробочку с 4–6 мячами и встает напротив ребенка с другой стороны корзины, чтобы малыш видел ее движения, которые она сопровождает словами: Мяч одной рукой возьмем Наклоняются и берут по одному мячу.
И к плечу поднимем. Поднимают руку с мячом вверх к плечу.
На корзину поглядим. Смотрят на корзину.
Мяч в корзину кинем. Бросают мяч в корзину одной рукой. Сначала ребенок бросает мячи правой, а потом левой рукой (по 2–3 шт. каждой). Затем мама с малышом собирают брошенные мячи в свои коробочки, и игра повторяется. Советы маме. Чтобы мячик не выскакивал из корзины (тазика, коробки), положите на его дно сложенное детское одеяло, толстую фланелевую пеленку или небольшую подушку. На начальном этапе обучения бросанию предмета в корзину расстояние до цели не должно превышать 60 см, так как дети в этом возрасте не бросают, а кладут предметы в цель. С течением времени расстояние до цели увеличивается. Сначала малыш будет спешить побыстрее забросить все мячи в корзину ведущей рукой. Объясните ему, что торопиться не надо. Пусть он выполняет каждый бросок под слова стихотворения. Напоминайте ему, что бросать мячи в корзину надо сначала правой, потом левой рукой. При метании в цель большинство детей этого возраста бросают предметы одной рукой от плеча, как рассмотрено выше. Покажите малышу и способ метания одной рукой снизу, так как, используя этот способ, ему будет легче попасть точно в цель. Для сохранения интереса малыша вы можете менять высоту «цели», ставя тазик на предметы разной высоты. А летом в хорошую солнечную погоду бросайте мячи в тазик с водой. Варианты игры. Чтобы сохранить интерес ребенка к игре используйте для метания:

1. кубики, маленькие мягкие игрушки, которые так же забрасываются в корзину, таз или коробку;
2. разноцветные мешочки, наполненные любой крупой (гречкой, рисом и т.п.) весом 70– 100 граммов.

Такие мешочки можно бросать в большой обруч или в круг, выложенный из шнура.


Брось в речку
Spoiler: Highlight to view
Цель игры: учить ребенка метанию вдаль разными руками. На одной стороне комнаты мама кладет на пол цветные кружочки (шнур, приклеивает полоску пластыря) – это «берег». В 2–3 метрах от берега расстилает простынь (большую пеленку, покрывало или какую-нибудь ткань), желательно голубоватого оттенка – это «речка». Для метания лучше использовать бумажные шары из скомканной бумаги (они меньше отскакивают от пола, чем упругие мячи) – это «камушки». Содержание. Мама кладет в коробочку 4–6 бумажных шаров, ставит их у обозначенного места (кружок, шнур, полоска пластыря) и предлагает малышу, стоя на «берегу», бросать «камушки» в «речку». Показ упражнения и выполнение его вместе с ребенком мама сопровождает словами: К бережку мы подойдем Подходят к «берегу».
В руки камушки возьмем, Наклоняются и берут каждой рукой по шарику.
Руку правую поднимем, Поднимают правую руку вверх.
Камушек мы в речку кинем. Бросают шарик в «речку» правой рукой.
Ручку левую поднимем, Поднимают левую руку вверх.
Тоже камушек мы кинем. Бросают шарик в «речку» левой рукой. В зависимости от того, сколько бумажных шариков вы положили в коробочку, наклоняться за ними вам придется 2 или 3 раза. Затем мама предлагает достать «камушки» из «речки». Пусть ребенок залезет в «речку» и побарахтается в ней: лежа на животе или на спине подрыгает руками и ногами, изображая купание, перекатывается с боку на бок и т.п. Собрав «камушки» и вернувшись на «берег», вы сможете повторить игру. Советы маме. Напоминайте малышу, чтобы он бросал камушки по очереди правой и левой рукой, не торопился (слова стихотворения служат сигналом для выполнения). С приобретением навыка метания вдаль расстояние от ребенка до речки увеличивается. Для разнообразия вы также можете использовать мешочки, наполненные крупой (см. «Мячи в корзине»).

Перебрось через речку
Spoiler: Highlight to view
Цель игры: учить ребенка метанию вдаль одной рукой (правой и левой). Содержание. См. игру «Брось в речку». Но «речка» располагается на расстоянии 1,5-2 м от «берега», чтобы ребенок смог перекинуть через нее «камушек». Через «речку» перекидывается «мостик» - доска. Показ упражнения и выполнение его вместе с ребенком мама сопровождает словами: К бережку мы подойдем Подходят к «берегу».
В руки камушки возьмем, Наклоняются и берут каждой рукой по шарику.
Ручку правую поднимем, Поднимают правую руку вверх.
Через речку перекинем. Бросают шарик через «речку» правой рукой.
Ручку левую поднимем, Поднимают левую руку вверх.
Тоже камень перекинем! Бросают шарик через «речку» левой рукой. «Какие мы с тобой молодцы! - говорит мама – Все камушки на другой берег перебросили. Давай теперь по мостику пройдем, камушки соберем и обратно принесем». Ребенок идет по доске, собирает «камушки» и возвращется тем же путем обратно. Советы маме. Напоминайте малышу, чтобы он бросал камушки по очереди правой и левой рукой, не торопился (слова стихотворения служат сигналом для выполнения). С приобретением навыка метания вдаль, расстояние от ребенка до речки увеличивается. Для разнообразия вы также можете использовать мешочки, наполненные крупой (см. «Мячи в корзине»).

№05, 2007
Лови, бросай, кати! Развивающие игры с мячом
Продолжение. Начало см. в №5, 2007

Татьяна Макарова
Воспитатель по физической культуре ЦРР - д/с № 225 г. Москвы
Поиграем с солнышком

Spoiler: Highlight to view
Цель игры: научить ребенка прокатывать мяч в заданном направлении. В этой игре желательно использовать мяч желтого цвета. Исходное положение (И.п.): Ребенок сидит на полу ноги врозь. Мама (взрослый) с мячом в руках располагается напротив него на расстоянии 0,6–1,0 м и, обращаясь к малышу, говорит: Солнышко желтое, Мама медленно прокатывает мяч Солнышко теплое от руки к руке и вокруг себя. По небу катилось, катилось,
К Мише (имя ребенка) в гости прикатилось. Мама прокатывает мяч ребенку двумя руками. Ребенок ловит мяч и затем прокатывает его двумя руками обратно к маме. Вариант. В игре могут принимать участие и другие члены семьи (папа, бабушка, дедушка, старшие брат, сестра или сверстники вашего малыша, которые приходят к вам в гости). В этом случае участники игры образуют полукруг (дугу). Взрослый с мячом располагается напротив и прокатывает мяч всем играющим по очереди. При усложнении игры взрослый может направить мяч любому из играющих, вынуждая малыша быть внимательным. Исходное положение малыша тоже может меняться: сидя на полу ноги врозь, скрестив перед собой, сидя на корточках.

Мяч в кругу
Spoiler: Highlight to view
Цель игры: совершенствовать навык отталкивания мяча при катании, учить ребенка ориентироваться в пространстве. В этой игре можно объединить несколько детей (сверстников вашего малыша) или попросить других членов семьи поиграть с вами. Дети сидят на корточках на полу, образуя круг. Мама (взрослый) дает детям мяч-Колобок (на мяче нарисованы или приклеены глаза, нос, рот) и говорит: Колобок, Колобок,
У тебя румяный бок.
Ты по полу покатись
И ребятам улыбнись. По просьбе мамы «Катенька, покати мячик Диме» ребенок прокатывает мяч двумя руками названному ребенку. Ребенок, получивший мяч, прокатывает его другому ребенку, которого назвали по имени. Так дети перекатывают мяч от одного к другому. Советы маме. Просьба мамы прокатить мяч тому или иному ребенку исключает катание мяча между одними и теми же детьми. Взрослый напоминает малышам, что мяч надо оттолкнуть от себя посильнее, чтобы он докатился к другому ребенку, а также подает детям мяч, если он выкатился из круга.

Передай мяч
Spoiler: Highlight to view
Цель игры: научить ребенка передавать предметы (мяч, кубик, небольшую игрушку и т.п.) из рук в руки; развивать умение ориентироваться в направлении движения (вправо, влево, назад и т.д.). В этой игре можно объединить несколько детей (по возможности сверстников малыша) или позвать на помощь других членов семьи. Дети сидят на стульях или стоят (по кругу), сидят на полу (поджав ноги под себя или скрестив их перед собой), на диване на расстоянии вытянутых в сторону рук. Взрослый дает ребенку мяч со словами: Мячик ручками держи,
Да смотри не урони.
Повернись скорее к другу,
Передай его по кругу.
или
К другу руки протяни,
Мячик у него возьми.
Держи крепко, не роняй
И другому передай. Ребенок, получивший мяч, передает его из рук в руки соседу. Мяч надо брать и передавать двумя руками. Советы маме. Перед началом игры мама (взрослый) просит детей посмотреть, кто сидит (стоит) рядом с ними. При передаче мяча мама подсказывает малышам: «Надя, дай Саше мяч пожалуйста. А ты, Саша, дай мяч пожалуйста Диме» и т.д. Взрослые следят за тем, чтобы дети, поворачиваясь, сидели или стояли на месте, не переступали ногами. «Ребятки, давайте мы с вами намажем наши ножки клеем и приклеим их к полу. Вот так (показывает, как намазать стопу клеем)! Ножки хорошо приклеились и не могут топтаться на месте». Варианты игры. В зависимости от исходного положения и способа передачи мяча эта игровое упражнение имеет несколько вариантов: 1). малыши сидят на полу на плоских кружочках (в шеренгу на некотором расстоянии друг от друга) и передают мяч двумя руками из рук в руки, поворачивая корпус тела при приеме и передаче мяча (стараясь не класть мяч на колени); 2). малыши сидят на полу друг за другом на тех же кружочках (в колонну на некотором расстоянии друг от друга) и передают мяч сзади сидящему поднятыми вверх руками или двумя руками сбоку; 3). малыши садятся в кружок на полу, скрестив ноги, и передают маленький мячик (взяв его левой рукой, нужно отдать правой) и т.п
.
Прокати и догони
Spoiler: Highlight to view
Цель игры: Учить ребенка катать мяч в прямом направлении, отталкивать его энергично, с усилием; развивать умение ориентироваться в пространстве. Ребенок с мячом в руках подходит к обозначенному мамой месту (шнур, полоска пластыря, цветной кружочек) и выполняет действия согласно стихотворному тексту, произносимому мамой: Наш веселый, звонкий мячик Ребенок толкает мяч вдаль двумя руками и Мы прокатим далеко. смотрит, куда он покатился, затем А теперь его догоним, бежит за мячом, догоняет его и Это сделать нам легко! поднимает над головой: «Поймал!» Варианты игры. Прокатывать вдаль можно не только большой (диаметр 18-20 см), но и маленький мяч (диаметр 5-8 см). В зависимости от диаметра используемого мяча ребенок катит мяч вдаль: одной рукой (обязательно чередовать правую и левую руки), если мяч маленький, и двумя руками, если мяч большой. Советы маме. Приучайте малыша посмотреть вперед, прежде чем он покатит мяч. Прокатив мяч, не бежать за ним сразу, а дождаться речевого сигнала. Попытайтесь объяснить малышу, что мяч надо отталкивать не резким и коротким движением рук, а плавным и энергичным (при необходимости проделайте упражнение вместе, обхватив руки ребенка своими).

Сбей кегли
Spoiler: Highlight to view
Цель игры: развивать элементарные навыки попадания мячом в цель (энергично отталкивать мяч в заданном направлении). Это прекрасная игра для отработки меткости и навыков катания. Если в доме нет кеглей, то их прекрасно заменят пустые пластиковые бутылочки емкостью 0,5 л. Поставьте 2-3 кегли или бутылочки на расстоянии 1-1,5 м от ребенка и дайте ему большой мяч. Малыш, присев на корточки (наклонившись, ноги чуть шире плеч), с обозначенного мамой места (цветной кружок или шнур) прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить кегли. Прокатив мяч, ребенок идет за ним, поднимает и идет обратно. Советы маме. Перед тем как дать мяч самому ребенку, заинтересуйте его, покажите, что надо сделать, сопровождая свой показ следующими словами: Посмотри, какие кегли Мама обращает внимание малыша на то, как Ровно-ровно в ряд стоят! стоят кегли. К ним направим мяч умело Толкает мяч двумя руками вперед, к кеглям. И они уже лежат! Обращает внимание на сбитые (упавшие) кегли. Следите, чтобы малыш энергично отталкивал мяч двумя руками, а не подбрасывал его вперед-вверх. Перед тем как оттолкнуть мяч, приучайте малыша смотреть на кегли. Хвалите его, даже если он не попадет в цель. Отметьте точки на полу, куда надо ставить кегли (мелом, кусочками пластыря), и позвольте малышу самостоятельно установить сбитые кегли на место.

Сбей пирамидку
Spoiler: Highlight to view
Это игровое упражнение можно предложить ребенку, когда ему уже наскучат кегли. Цель игры: развивать элементарные навыки попадания мячом в цель (энергично отталкивать мяч в заданном направлении). Содержание. Из 3-4 пластиковых кубиков строится пирамидка. Ребенок с расстояния 1,5 м пытается сбить их, прокатывая мяч двумя руками (см. «Сбей кегли»). Дети, как правило, приходят в восторг от разлетающихся в стороны кубиков.

Мяч с горки
Spoiler: Highlight to view
Цель игры: учить ребенка действовать с большим мячом двумя руками: скатывать, ловить, переносить. Для этого вам понадобится доска. Закрепив доску на стуле, вы создадите дома прекрасные условия для отработки навыков отталкивания и ловли мяча. Варианты игры. 1. Мама (взрослый) скатывает мяч сверху по направлению к ребенку. Ребенок ловит мяч двумя руками. 2. Один конец доски закреплен на стуле, другой – касается пола. Ребенок самостоятельно скатывает мяч с наклонной плоскости, отталкивая его двумя руками с усилием. Сопровождайте действия малыша веселыми словами: Мячик в руки ты возьми, Мяч в руках у ребенка. Смело к горке подойди, Ребенок подходит к приподнятому концу доски. Оттолкни его руками, Ребенок скатывает мяч с горки, отталкивая его двумя руками. А теперь беги, лови! Бежит за ним и, догнав, возвращается обратно. Советы маме. Напоминайте малышу, что скатывать мяч надо двумя руками. Постарайтесь объяснить ему, что если мячик просто класть на доску или отталкивать тихонько, то он упадет на пол, не докатившись до ее конца.

Мяч в «туннель»
Spoiler: Highlight to view
Цель игры: развивать умение при катании мяча к цели отталкивать его двумя руками, учить ребенка оценивать расстояние между предметами. Варианты игры: 1) поставьте 1-3 табуретки или стула вплотную друг к другу. Покажите малышу, как катить мяч через «туннель», отталкивая его двумя руками. Обратите внимание, что диаметр мяча не должен быть больше половины расстояния между ножками стула (табуретки). Ребенку интересно видеть, как мяч проходит в «туннель», а не «загораживает» проход между ножками стула. 2) вам понадобится помощь 3-4 человек. Попросите других членов семьи встать друг за другом, расставив ноги в стороны. И тоже покажите малышу, как катить мяч через «туннель» двумя руками. В обоих вариантах игры ребенок может сам бежать за катящимся мячом и приносить его обратно, чтобы снова прокатить его в «туннель». Но можно кого-нибудь из взрослых попросить встать с другого конца «туннеля», чтобы ловить мяч и прокатывать его обратно малышу. Маленькому ребенку приносит огромное удовольствие не только прокатывать, но и ловить мяч, выкатывающийся из «туннеля». Советы маме. Напоминайте малышу, что мяч надо отталкивать одновременно двумя руками с силой, чтобы он прокатился через «туннель», а не застрял в нем. Перед тем как оттолкнуть мяч приучайте малыша смотреть вперед. Хвалите его, даже если он не попадет в «туннель».

Пронеси – не урони
Spoiler: Highlight to view
Цель игры: учить ребенка производить действия с предметами по сигналу: брать, переносить их, класть; ходить, сохраняя прямолинейное направление движения; развивать умение ориентироваться в пространстве комнаты (или другого помещения). На одной стороне комнаты на цветных кружочках (это «домики») располагаются мама и ребенок, в руках у каждого по мячу. На другой стороне комнаты стоит корзина. Мама вместе с ребенком производит действия, сопровождая их стихотворным текстом: Мы с тобой идем, идем, Мама и ребенок с мячом в руках проходят через Мячи разные несем: комнату и останавливаются около корзины. Зеленый, желтый, красный, синий…
Положили мы в корзину! Кладут мячи в корзину. Мама предлагает посмотреть в корзину и задает малышу вопрос: «Какие же мячи в корзине?» Ребенок называет цвет мячей. Мама хвалит его, например: «Правильно желтый и красный мячи в корзине. А теперь, давай в домик побежим!» Убегают каждый в свой домик, где вместе с мамой выполняют имитационные движения. Мама спрашивает: Покажи мне, как мы шли? Ходьба на месте Мячик как с тобой несли? Ходьба на месте, руки имитируют несение мяча. Покажи, как мячик клали? Наклониться, руки вниз (как будто положили мяч). Покажи мне, как бежали? Бег на месте. Мама снова спрашивает малыша: «А где же наши мячи?» Ребенок обязательно покажет на корзину. «Пойдем достанем мячи из корзины», - предлагает мама. И они снова бегут к корзине, достают мячи, поднимают их над головой и возвращаются в свои «домики». После некоторой паузы игра повторяется. Советы маме. Маме (взрослому) необходимо следить за тем, чтобы малыш выполнял действия по речевому сигналу (стихотворный текст, читаемый мамой). Для переноски можно использовать и более мелкие предметы: кубики, малые мячи или шарики, шишки и др.

Брось и догони
Spoiler: Highlight to view
Цель игры: упражнять ребенка в бросании мяча вдаль двумя руками от груди (снизу, сверху, из-за головы); выполнять действия с мячом по речевому сигналу взрослого; развивать умение ориентироваться в пространстве. Мама и малыш с мячом в руках встают у обозначенного мамой места (шнур, полоска пластыря, цветной кружочек) и выполняют действия в соответствии со стихотворным текстом, произносимым мамой: 1.Мы обнимем мячик нежно, Приставляют мяч к груди. Оттолкнем его небрежно. Бросают мяч вдаль двумя руками от груди.
А теперь, догоним дружно: Бегут за мячом. Пожалеть его нам нужно! Поднимают мяч и, прижимая его к груди одной рукой, другой гладят мяч и возвращаются обратно. 2. Мячик вниз мы опускаем, Опускают руки с мячом вниз. А теперь его бросаем. Бросают мяч вдаль двумя руками снизу. Догоняем быстро, дружно. Бегут за мячом, поднимают его и «жалеют». Ведь поймать его нам нужно! 3. Мячик вверх мы поднимаем Поднимают руки с мячом вверх над головой. И вперед его бросаем. Бросают мяч вдаль двумя руками сверху. Мячик шустрый, озорной Бегут за мячом. Догнав, поднимают, весело кричат: Сейчас догоним мы с тобой! «Догнали!» и возвращаются обратно. 4. Мячик шустрый, озорной Поднимают руки с мячом вверх над головой. Вверх поднимем мы с тобой. Спрячем за головку, Слегка опускают мяч за голову на согнутых руках. Бросим дружно, ловко! Бросают мяч вдаль двумя руками из-за головы.
А теперь, догоним дружно. Бегут за мячом. Догнав, поднимают, весело кричат: Ведь поймать его нам нужно! «Поймали!» и возвращаются обратно. Советы маме. Если малышу надоедает просто бросать мяч, предложите ему поиграть в мяч с большой мягкой игрушкой, которую вы можете посадить напротив малыша: «Сашенька, смотри кто к нам пришел! Медвежонок! Саша, медвежонок говорит, что ему скучно сидеть одному. Давай мы с ним в мяч поиграем! Посадим его вот здесь. Мы мячик будем ему бросать, а он пусть ловит». Покажите малышу, как медвежонок (или любая другая игрушка) «ловит» брошенный мяч. Присядьте за медвежонком, возьмите его лапы в свои руки и поймайте мяч. Малыш с удовольствием поиграет с игрушкой.

Брось через веревку
Spoiler: Highlight to view
Цель игры: учить ребенка бросать мяч двумя руками вперед-вверх способами снизу, от груди, сверху, из-за головы. Для этой игры вам необходимо при помощи «подручных средств» (например, стулья со спинкой) на высоте примерно 1 м от пола (при обучении броску сверху и из-за головы) или на уровне груди ребенка (при обучении броску снизу и от груди) натянуть веревку или резинку. На одной стороне комнаты на расстоянии 0,6-1,5 м (при обучении броску сверху и из-за головы) и на расстоянии 1-1,5 м (при обучении броску снизу и от груди) от натянутой веревки на цветных кружочках (у шнура, полоски пластыря) располагаются мама и ребенок. В руках у каждого по мячу (мячи среднего диаметра: 12-15 см). В соответствии со стихотворным текстом, произносимым мамой, они вместе выполняют упражнение. Бросок сверху: У веревочки (заборчика) стоим, Мама и ребенок с мячами в руках стоят на кружочках, Мячик поднимаем. Поднимают руки с мячом вверх. Чтобы мячик ускакал, Бросают мяч двумя руками сверху через натянутую Мы его бросаем! веревку. Догоняем быстро, дружно. Бегут за мячом. Догнав, поднимают, весело кричат: Ведь поймать его нам нужно! «Поймали!» и возвращаются обратно. Во время броска из-за головы мама также говорит «Мячик поднимаем», во время броска снизу – «Мячик опускаем», во время броска от груди – «Мячик прижимаем». Советы маме. Покажите своему малышу, что стоять на кружочках следует слегка расставив ноги в стороны. Бросать и бежать за мячом только по речевому сигналу мамы. Также объясните малышу, чтобы догнать мяч, надо пробежать под веревкой и, чтобы не задеть ее, надо наклониться, а не приподнимать ее рукой вверх. Если вы играете с малышом в первый раз, то не знакомьте его сразу со всеми способами бросания мяча. Делайте это постепенно. Иногда ребенок сам «подсказывает», с какого способа бросания мяча вдаль вам начать обучение. Просто попросите ребенка бросить вам мяч, не показывая, как это сделать. По мере усвоения одного способа предлагайте ему другой. Усложнение игры. Бросание мяча можно проводить также через 2-3 стула со спинкой, стоящих вплотную друг к другу (слово «у веревочки» заменяется на слово «у заборчика»). В этом случае, догоняя мяч, малышу уже придется проползать под стульями. А возвращаясь назад, сначала прокатить мяч под стулом, а потом проползти за ним на четвереньках.

Прокати вокруг пенечка
Spoiler: Highlight to view
Цель игры: учить ребенка катать мяч вокруг предмета двумя руками, класть мяч двумя руками в горизонтальную емкость, находящуюся на уровне вытянутых вверх рук ребенка. Из «подручных средств» поставьте «пенечек» (это может быть пустая коробка, мешок и т.п.). Вспомните с малышом сказку «Колобок» (от кого убежал Колобок, а кто его съел) и предложите ему поиграть с Колобком, покатать его двумя руками (одной рукой) вокруг «пенечка». Малыш с Колобком (мяч с наклеенными на него глазами, носом и ртом) в руках встает около «пенечка». Мама с мешком находится в 2-3 шагах от него и читает стихотворение: Колобок, не ленись, не ленись,
Вокруг пенечка прокатись, прокатись.
Подтолкнем тебя руками,
Поиграй немножко с нами!
Малыш катает мяч вокруг «пенечка», стараясь не выпускать его из рук. Когда мама скажет: «Зайчик идет!», малышу нужно поднять мяч двумя руками вверх («колобок» убегает от зайца). Мама приговаривает: «и от бабушки ушел, и от дедушки ушел, и от зайца ушел! Молодец!» Тот же вариант игры проигрывается с другими персонажами сказки: волком и медведем, только меняется направление прокатывания мяча. Когда мама скажет: «Лисичка идет!», малышу нужно взять мяч, подбежать к маме и двумя руками положить его в мешок («лисичка съела колобка!»), который мама держит на уровне вытянутых вверх рук ребенка. Советы маме. Напоминайте ребенку, чтобы он не откатывал мяч далеко от себя. Малыш на первых порах может прокатывать мяч как ему удобно (одной или двумя руками). Когда он научится удерживать мяч около себя, задание можно усложнить: прокатывать мяч только одной (двумя) руками. Мышцы спины и позвоночник малыша еще слабы, поэтому во избежание большой нагрузки на позвоночник повторяйте игру не более 2-4 раз и обязательно после каждого прокатывания мяча просите малыша выпрямиться и поднять руки с мячом вверх (потянуться).

Снежинки
Spoiler: Highlight to view
Цель игры<: учить ребенка бросать мяч двумя руками в емкость, находящуюся на полу, развивать мелкую моторику рук. Перед игрой (обязательно вместе с ребенком) нарвите небольшие кусочки белой легкой бумаги (например, салфетку) – в игре это будут «снежинки». Положите на пол большую взбитую подушку (не приминайте ее к полу). Сверху подушки насыпьте «снежинки». Отойдите от подушки на 0,7-1,5 м (в зависимости от возможностей и умений ребенка) и покажите своему малышу, как бросить мяч на подушку (двумя руками снизу). Вы увидите, в какой восторг придет ваш малыш от разлетающихся в стороны «снежинок». Пусть малыш бросает мяч пока ему не наскучит. А вот разлетающиеся снежинки вам придется собирать вместе, пусть пальчики малыша потрудятся.

№06, 2007