Skip to main content

Осень в лесу

Posted in

ОСЕНЬ В ЛЕСУ

Что приготовить заранее: сорока (решите сами – может быть куклой, картинкой или Вы сами); картинки деревьев и листьев (можно вырезать из журналов, фотографий, взять демонстрационные карточки или нарисовать от руки): берёзы – берёзовый лист, осины – осиновый, тополя – тополиный, рябины – рябиновый лист, дуба – дубовый, клёна – кленовый; и приготовьте вырезанные из цветной бумаги (желтой, красной, оранжевой) эти листочки по нескольку штук; зеленовато – синий кусок ткани – болото; картинки или книжки с разными птицами, можно заранее сделать на большом ватмане «сборище» птиц – те, которые встречаются в лесу и домашние или те, что улетают осенью на юг и те, которые остаются; 4 листа с картинками для игры – шутки; карточки с изображением животных + 3 цветных больших квадрата.

Мамы обыгрывают всех героев с помощью кукол, картинок и костюмов (платки, лоскуты ткани, шляпы – подумайте, как можно нарядится в того или иного героя). Мамочки обязательно следите за тем, как говорите – разными голосами, разный тембр, громкость, эмоции и т.д.

Малыш сидит на диванчике (стульчике).
Раздается стук в дверь. «Кто там ?» Мама идет открывать. Вдруг «влетает» сорока.
* Сорока говорит быстро.

Я сорока - белобока,
Прилетела издалёка,
Весть из леса принесла.
Сказано мне строго было,
Чтоб ничего не позабыла.
Осень в память о себе
Вам сюрприз оставила,
А сюрприз тот в сундучке,
Ключик на тесёмочке.
Только где лежит – забыла:
В шкафу или на полочке.

Мама разговаривает с малышом: Сорока очень быстро все рассказала. Ты понял, о чем она протараторила? … А как же мы найдём сюрприз? ...Где находится ключик?

Вдруг сорока вспоминает, что забыла передать листочек с заданиями для малыша. (Мама обыгрывает эту сценку и появляется листочек с заданиями – Вы можете сами придумать подходящие задания для возраста и характера малыша).

Мама: Ой, смотри, а здесь оказывается карта, с помощью которой мы сможем отыскать ключик. УРА !!! Но тут написано, чтобы к ключику попасть, надо идти только по той дороге, которая указана на карте, и преодолеть все препятствия.
Ты хочешь отправиться в путешествие? Давай посмотрим по стрелочкам, куда мы отправляемся.

Включите подходящую музыку «Осеннего леса».

Вот мы оказались в осеннем лесу. Ты чувствуешь, как свеж и чист лесной воздух? (помогите малышу создать в своем воображении картинку осеннего леса).

1 задание: «Убрать листья с тропинки», но сначала надо назвать - с какого дерева этот лист, и как он называется (с берёзы – берёзовый лист, с осины – осиновый, с тополя – тополиный, с рябины – рябиновый лист, с дуба – дубовый, с клёна – кленовый).
Показываете картинки – рассуждаете. Потом в центре комнаты устраиваете листопад и вместе с малышом собираете листочки в корзинку.

Затем идём по узенькой тропинке. (ее можно сложить из этих листочков – заодно, когда малыш будет наступать ножкой на тот или иной листик – повторите с ним цвета)
Если эти листики останутся чистыми, то позже можно будет из них сделать аппликацию.

Снова предлагаете посмотреть на карту. «Куда мы направляемся дальше?» (К болоту). А по болоту мы сможем пройти? (Обходим вокруг)

2 задание: «Разделить птиц на две группы»

Попробуйте найти звуки голосов птиц.
Можно взять картинки или книжки с разными птицами, можно заранее сделать на большом ватмане «сборище» птиц – те, которые встречаются в лесу и домашние или те, что улетают осенью на юг и те, которые остаются.

Посмотри, сколько много птиц. Подумай, как их можно разделить на две группы. А почему именно так ?

Давай поиграем в игру-шутку. Скажи, что тут неправильно? Почему?
* Здесь тоже приготовьте заранее 4 листа с картинками – пусть малыш покажет пальчиком, зачеркнет или заштрихует лишнее.

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, куницы, кукушки, уточки и мошки.
Прилетели птицы: голуби, лисицы, аисты, скворцы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, лебеди и утки
– И спасибо шутке.

3 задание: Разобрать карточки, лежащие на дороге, чтобы пройти дальше. (На каждой карточке изображение животного)

Много разных зверей в лесу обитает.
Как детёнышей их звать? Давай вспоминать.

Словесная игра «Закончи предложение»

У волчицы родились ……(волчата)
У медведицы косолапые….(медвежата)
У белки прыгают ……….(бельчата)
У лисицы хитрые……...(лисята)
У ежихи родились……….(ежата)
У лосихи есть………(лосята)
У оленихи красивые…….(оленята)
У зайчихи пушистые……..(зайчата)

(Мама раскладывает картинки животных на три квадрата)

Медведь, ёж (ложатся в спячку на зиму).
Белка, заяц (меняют окраску).
Волк, лиса, олень, лось (к зиме появляется тёплый подшёрсток)

Как ты думаешь, почему животные поселились в разные домики?
Если малыш затрудняется – подскажите ему.

«Трудности все позади,
Что же будет впереди?»

Нашли ключик и сундучок, а в сундучке семена разных растений (тыквы, подсолнечника, гороха и др.).
Давай сделаем из семян цветы в память о сегодняшнем осеннем путешествии? Ты готов ? Ой, а пальчики ещё не готовы. Давай сделаем нашими пальчиками гимнастику.

Раз, два, три, четыре, пять, (малыш поочерёдно загибает пальчики).
Будем листья собирать (сжимает и разжимает кулачки).
Листья берёзы, листья рябины, (загибает пальчики, начиная с большого).
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. (шагают по левой ладони средним и указательным пальцами правой руки).

Закрой глаза и подумай, какое растение, ты хотел бы сделать.

А напоследок поиграем в игру «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?»

Лист опадает?
Грач прилетает?
В речке тёплая вода?
Новый Год придет когда?
Медведь в берлогу спать ложится?
Снежинка первая кружится
День становится короче?
Воробьи кричат всё громче?
На юг все птицы улетают?
В саду малина поспевает?
На окнах ледяной узор?
На берёзках золотой убор?
Картофель все в садах копают?
Под жарким солнцем загорают?

СТИХИ:

*** (Эмма Мошковская)
Снова
со всех дорожек
ветер
лето сметает.
Сел на скамейки
дождик
и никого не пускает…

* Попробуйте нарисовать ветер и дождик в виде «одушевленных» героев, например ветер – дворник и т.д. Что у Вас получится ?

*** (Сергей Есенин)
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.

* Попробуйте нарисовать эту картинку пальчиками – должно получиться очень интересно !

Осень (А.Н. Майков)
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлек:
Сорван последний орех,
Свянул последний цветок;
Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей;
Долго на листьях, лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес...
Листья шумят под ногой;
Смерть стелет жатву свою...
Только я весел душой
И, как безумный, пою!
Знаю, недаром средь мхов
Ранний подснежник я рвал;
Вплоть до осенних цветов
Каждый цветок я встречал.
Что им сказала душа,
Что ей сказали они -
Вспомню я, счастьем дыша,
В зимние ночи и дни!
Листья шумят под ногой...
Смерть стелет жатву свою!
Только я весел душой -
И, как безумный, пою!

*** (Н.А. Некрасов)
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни...
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни -
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...

Осень (А. Плещеев)
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

* А здесь можно сделать несколько работ – аппликации из разного – разного материала.

Борис Пастернак "Золотая осень"
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.
Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

* * * (Ф. Тютчев)
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

* * * (А. Толстой)
Осень. Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.

ПЕРЕД ДОЖДЕМ (Н. Некрасов)
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и острой;
Набегает холодок.
Полумрак на все ложится,
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон...

* * * (А. Фет)
Еще вчера, на солнце млея,
Последним лес дрожал листом,
И озимь, пышно зеленея,
Лежала бархатным ковром.
...Сегодня вдруг исчезло лето;
Бело, безжизненно кругом,
Земля и небо — все одето -
Каким-то тусклым серебром...

НОЧНОЙ ЛИСТОК (В. Орлов)
Я сидел сегодня
Дотемна
Около открытого
Окна.
Вдруг на подоконнике
Прилёг
Золотистый
Маленький листок.
За окошком сыро
И темно.
Вот он и влетел
В моё окно.
Он дрожит.
И видно, оттого
Шевелится хвостик
У него.

НА ЗИМОВКУ (В. Орлов)
Шуршащей вереницей (пусть малыш пошуршит пакетиком или бумажкой)
За солнышком вдогонку (надуйте желтый шарик, а теперь отпустите (не завязывая) и пусть малыш попробует его поймать)
Летят над нами птицы (малыш машет ручками – крылышками)
В далёкую сторонку. (и пробежится из одной стороны комнаты в другу)
Летят они к зимовке. (а теперь в центр комнаты и сядет на корточки там – место зимовки)
А во дворе, на холоде, (в это время мама поставит заранее приготовленные 2 стульчика, между ними натянута веревочка и предложит малышу мисочку с прищепками)
Прищепки на верёвке (малыш, с помощью мамы, одевает прищепки на веревочку)
Как ласточки на проводе.

Сделайте с малышом работы из осенних листьев



* Окунитесь в золотую осень – творите ! Не забывайте сколько всего интересного можно сделать из мозаики, термомазаики, разного конструктора, кубиков, геометрических фигур (из разного материала), из лоскутков ткани и т.д.
* А еще вспомните про «Сложи узор» и квадраты Никитина и т.д. – ведь там есть все цвета, соответствующие осени.
* Сделайте свои альбомы, посвященные осени, придумывайте сказки, сочиняйте мини – спектакли и т.д.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА на прогулке:
(Или что можно делать Осенью на прогулке)

Чертить палочкой на земле буквы, слова, геометрические фигурки и рисовать.
Собирать гербарий.
Собирать необычной формы палочки, листочки, кору и прочее.
Собирать шишки, каштан и желуди.
Кормить уточек и голубей в парке.
Наблюдать, кто из новых птичек появился в лесу (синички).
Выделите вместе с малышом какое-нибудь одно деревце недалеко от дома (пусть сам ребенок выберет то, которое ему больше по душе) и наблюдайте за ним. Если подходить к дереву во время каждой прогулки, то изменения будут не особо заметны. А вот если прийти после недельного перерыва, можно будет увидеть, как изменился цвет листвы и обнаружить под деревом множество опавших листьев. Первой начинает менять цвет листвы береза, а за ней и остальные деревья. Обратите внимание малыша, что деревья одного и того же вида «перекрашиваются» не одновременно. Связано это с разным возрастом деревьев. А еще, пожелтевшие листья держатся на старых деревьях дольше, а на молодых – позже желтеют и раньше облетают.
Прыгать в кучу пожелтевших листьев с разбегу, закопаться в них, подбросить вверх целую пригоршню, устроив настоящий осенний салют!
Собирать большие букеты осенних листьев с разных деревьев и рассматривать каждый листок - называть, какие цвета встречаются в осеннем наряде кустов и деревьев. А можно называть цвета и оттенки по очереди с мамой: красный, розовый, алый, желтый, лимонный, оранжевый, коричневый, фиолетовый…

Придумайте сами !!! :)