Skip to main content

Пасха - тематическое занятие - Пасхальные радости. «Цыпленок в пасхальном яичке».

Программное содержание
Поддерживать в детях чувство пасхальной радости;
познакомить воспитанников с православным преданием о пасхальном яичке как символе воскресения Христова, победы жизни над смертью;
содействовать формированию привычки следовать праздничным традициям осознанно.

Материал к занятию
1. Разные пасхальные яички.
2. Сырое куриное яйцо.
3. Мисочка или глубокая тарелка.
4. Образец картонного яичка с цыпленком внутри.
5. Белый картон.
6. Шаблоны яичек.
7. Шаблоны цыпленка.
8. Ножницы.
9. Желтая и красная гуашь.
10. Баночки с водой.
11. Кисточки.
12. Матерчатые салфетки.
13. Заготовки бумажных кармашков.
14. Клей-карандаш.

Ход занятия
Занятие начните с беседы о празднике Пасхи, о том, как проводят Ваши воспитанники пасхальные дни. Предложите детям рассмотреть разные пасхальные яички, которые Вы принесли на занятие: здесь и деревянные, и фарфоровые, и узорные яички, как будто сплетенные из металлических кружев, и яички из ткани, и расшитые бисером, и другие, какие Вам удалось найти. Пусть дети полюбуются яичками и ответят, из чего они сделаны, что надо было уметь мастерами и мастерицам, чтобы у них получились такие красивые изделия.

Спросите у своих воспитанников, знают ли они, почему именно яйцо является главным пасхальным подарком? Послушав ответы детей, расскажите им предание о Марии Магдалине и первом красном пасхальном яичке.

Первое красное яичко
После Воскресения Спасителя Его ученики отправились по всему миру рассказывать людям о Христе, учить людей вере.

Среди учеников Господа были и женщины, одна из них – Мария Магдалина – отправилась с проповедью слова Божия в город Рим и вошла во дворец к императору. Когда-то давно Мария была знатной и богатой, поэтому ее знали во дворце и пропустили. В те времена, приходя к императору, люди должны были принести дорогой подарок. У Марии не было с собой ничего кроме простого куриного яичка. Поприветствовав императора, Мария протянула ему свой скромный дар, сказав:

Когда-то я была богатой
И приносила ценные подарки.
Сегодня я богата только верой
В Спасителя и Господа Христа.
Что я могу сегодня подарить?
Вот дар – яичко, символ жизни.
Христос воскрес!

Император ответил Марии:

Как может кто-нибудь воскреснуть?
Невероятно это, невозможно.
Я лишь тогда бы смог поверить в воскресенье,
Когда б яичко это стало красным.

Вдруг все застыли в изумлении, и один из слуг императора воскликнул:

О, император, посмотри скорее!
Яичко розовеет, нет – темнеет.
О чудо! Оно стало ярко красным!
Воистину Иисус Христос воскрес!

Объясните детям, почему птичье яйцо на самом деле можно назвать символом жизни, потому что из этого внешне неживого яичка, скорее похожего на камешек, может вылупиться живой птенец. Конечно, для этого яйцо не надо забирать от мамы-курицы, которая должна высиживать его, обогревая своим теплом.

Дети, наверняка, видели белок и желток разбитого куриного яйца. На занятии рассмотрите сырое куриное яичко все вместе. Разбейте скорлупу и вылейте яйцо в миску или глубокую тарелку. Пусть дети расскажут, что видят: жидкий и прозрачный белок и желток – желтый шарик, плавающий в белке. Белок расплылся во все стороны, а желток сплюснулся в лепешечку, но не расплылся, потому что он покрыт тонкой и прозрачной оболочкой.

Какое же замечательное чудо зарождения жизни происходит в яичке, пока курочка высиживает его! Из желтка и белка образуется живое существо – цыпленок.

В стеклянных, фарфоровых и шоколадных яичках, хотя они и красивые, не может быть настоящей жизни. Поэтому с давних времен христиане дарили и продолжают дарить друг другу на Пасху чаще всего – настоящие куриные яички как символ воскресения, символ будущей жизни.

А из искусственных яичек, если и может вылупиться цыпленок, то только игрушечный.

В рукодельной части занятия предложите детям сделать поделку: картонное яичко с цыпленком внутри. Пусть Ваши воспитанники обведут на листах плотного белого картона овальные шаблоны и вырежут картонные яички.

После того, как яйцо вырезано, надо разрезать его поперек по ломаной линии, чтобы получились две половинки как будто «треснутой пополам» скорлупы.

Дальше – по шаблону обводится силуэт цыпленка. Он вырезается и на подкладной клеенке раскрашивается желтой краской. Глазки обозначаются черным фломастером, а клювик раскрашивается красным цветом.

На обратной стороне нижней половинки картонного яичка приклеивается кармашек. Картонного цыпленка, когда краска на нем полностью высохнет, нужно аккуратно посадить в кармашек. После этого верхнюю половинку яйца надо совместить с нижней, чтобы краешек нижней чуть-чуть находил на верхнюю. Издалека будет казаться, что картонное яичко – целое, и появление цыпленка при разделении половинок яйца окажется радостным и неожиданным сюрпризом.

Потаповская О.М.