Опубликовано Габриель в Втр, 2010-07-13 16:27
Posted in
Предлагаю тут выкладывать все, что связано с рисованием: техники рисования, изготовление красок, способы рисования и т.д.
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Способ рисования -
Способ рисования - Монотипия
Все очень просто, главное тут - отпечаток. Краска в виде пятна или нескольких пятен наносится на поверхность листа, затем сверху накладывается другой лист, все разглаживается. В результате на двух листах появляются необыкновенные узоры. В них можно "увидеть" звезды, месяц, цветы, грибы... Доработайте отпечаток, сделайте аппликацию (приклейте например, к листу бумажные салфетки, пшено или мелкие ракушки).
Диатипия (способ
Диатипия (способ рисования)
Диатипия разновидность монотипии. Она немного сложнее и поэтому ее лучше использовать детям более старшего возраста. Нанесите ровный слой краски на стекло или любую другую гладкую поверхность. Сверху положите лист бумаги. Он и предназначен для рисования карандашом или другим заостренным предметом. На стороне, которая была прижата к стеклу, появится слегка выпуклое изображение.
Что ж, рисуют все дети. Нужно
Что ж, рисуют все дети. Нужно ли это поощрять? Развивать? Критиковать?
Для начала давайте разберемся в том, что есть рисование для ребенка. И в данном случае я склонен выделять два типа рисования. Первый, понятный всем нам тип — рисование как вид искусства. В данном случае ребенок постепенно постигает азы изобразительного искусства, учится в студиях, школах… Второй, более тонкий, но не менее важный вид — форма познания и выражения. Остановимся на нем.
Знаете, в компьютерном мире есть два понятия — устройство ввода и вывода. Устройство ввода считывает какую-то информацию и отправляет ее в недра компьютера. Таковыми , например, являются «мышки» или клавиатуры. Устройство вывода, как это ни странно, информацию выводит из недр компьютера вам на глаза. Или на бумагу. Это — мониторы, принтеры и т.д. К чему я все это? К тому что рисование можно сравнить с такими устройствами. И главная его ценность — сочетание в себе и того, и другого. Через рисунки ваш ребенок может выражать то, что он видит. Гуляя он видит деревья, кошку, разноцветные качели. Проводя время дома, ваше чадо наверняка будет все это воспроизводить. Как умеет. Итак, выражение. Это первая функция рисования. Вторая — познание. Через рисунок ребенок может учится новому. Чуть ниже я еще остановлюсь на этой особенности.
Не откладывая, давайте ответим на главный и самый простой вопрос — стоит ли? Да! Конечно, стоит. Покупайте бумагу, фломастеры, краски, всячески поощряйте, участвуйте в рисовании. Это увлекательное для ребенка занятие. Не уделить этому внимание — почти преступление. Но не обольщайтесь и не пытайтесь сразу взрастить юного Репина. У вас не получится. Да это и не нужно. Как я уже сказал, рисование есть форма выражения увиденного, услышанного и прочувствованного. Лет этак до пяти-шести, как бы ребенок ни рисовал, рисование останется именно на таком уровне. Но это, тем не менее, крайне важно.
Есть разные мнения относительно профессии художника. Кто-то считает это благородной и нужной профессией, а кто-то прозаично считает, что мольбертом много не заработаешь. Дело ваше. Но пока ваше ребенок растет, пока он мал, а жизнь его разнообразна — не отбирайте у него ничего. Но и не переусердствуйте.
Где уж тут переусердствовать? Можно. Есть, например, родители, любящие поводить рукой малыша. Смотри, мол, как надо. Или надавать кучу подсказок и советов. Цвета, формы, пропорции — не стоит активно вмешиваться. Ваше дело — поощрять и помогать, в случае надобности. Положим, нарисовал ваш малыш человека. Без ушей и с тремя руками. Что стоит сделать в данном случае? Навести ребенка на исправление собственной ошибки. Спросить его о том, что еще бывает у людей, чего может не хватать. Тем самым вы побудите его сравнить то, что он нарисовал, с тем, что есть на самом деле. Это ли не познание мира? По-моему, оно самое. Именно об этом я говорил в начале. Ребенок не только выражает что-то, но и чему-то учится. В конце концов, он учится различать цвета, понимать теплоту цвета, свойства разной бумаги и краски, плавность или ломкость линий. Это важно.
А стоит ли критиковать? Сильно — не стоит. Навести на какое-то дополнение будет нелишним, а вот настоящей критики не нужно. Не жалейте похвалы, ваше ребенок пока не художник. Все что он нарисовал — прекрасно. Синие листья у деревьев? Ну и что? Присмотритесь и вы увидите, что эти листья и этот цвет ни что иное, как полет фантазии, воссоздание той атмосферы, какая царит в голове вашего ребенка. Точность и скрупулезность придет к нему позже, а пока пусть он научится абстрактно мыслить и фантазировать!
Кстати, о фантазии. У ребенка не так много образов в запасе, ведь он живет на свете совсем немного. Поэтому учитесь рисованию в игровой форме. Это всегда интереснее (как и с практически всеми остальными навыками в столь юном возрасте). Попросите нарисовать вашего попугая, мебель, придумать новый рисунок для обоев. А по уже готовому рисунку ребенок может рассказать вам целую история, стоит только правильно попросить. Что делает персонаж на рисунке? Почему у него в руках такой-то предмет? Вот вам и развитие фантазии, умение выразить свои мысли.
Отдельно хочется сказать об атмосфере, в которой ребенок будет рисовать. Психологи отмечают, что это очень важно. Комната должна быть светлой и уютной, стол — широким и удобным, родитель — добрым и участливым. Не скупитесь на хорошие краски, бумагу. Это хорошие затраты, они себя оправдают. А в ряде случаев окажутся необходимыми. Есть, например, так называемая арт-терапия, через которую детей можно избавить от особо сильных страхов и комплексов. В низу вы найдете ссылку на материал об этом, написанный с использованием профессиональной литературы, возможно, вам это покажется интересным или даже пригодится.
Как видите, рисование — важное занятие в жизни ребенка. С одной стороны — это главный индикатор настроение и метод выражения мыслей, с другой — способ учиться и познавать. Покопавшись в Интернете вы также можете узнать, что рисование развивает моторику рук, умение упорядочить ворох мыслей, разность линий (ломкие, плавные, стремительные…) помогает развитию речи, логического и абстрактного мышления, зрения. И это лишь часть пользы. Поскольку рисование проще, чем речь, оно дает ребенку возможность выразить все, даже то, что он не может сказать словами или показать жестами.
Что до «серьезного» изобразительного искусства, так это совсем другая тема. Вы обязательно заметите такие склонности у ребенка, если будете за ним наблюдать. И если он их проявляет, стоит задуматься над тем, чтобы отдать его в серьезную школу или студию, коих сейчас великое множество.
Дети рисуют все, о чем
Дети рисуют все, о чем думают, они живут в рисунке. И это не забава, а радостный, творческий труд, поэтому необходимо закрепить в каждом малыше ощущение радости созидания. Не надо разрушать творческий полет фантазии репликами: "Так не бывает!"
Для малыша рисование - игра. Задача взрослых состоит в том, чтобы эта игра превратилась в уроки овладения навыками и формирования вкуса.
Первые краски, с которыми знакомится "юный художник", - это гуашь. Чтобы появился интерес к краскам, можно использовать стишок:
Не простые, а цветные?
Стоит только кисть нам взять,
Начинаем рисовать.
Кистью в баночке "поварим",
Порисуем, а потом ее в воду обмакнем".
Нужно следить за тем, чтобы ребенок держал кисть тремя пальцами. Кисточка должна быть жесткой. Во время рисования ее нужно держать в наклонном к бумаге положении. Кисть должна двигаться по ворсу. Если ее двигать в противоположном направлении, то ее волосикам будет "больно".
Ребенку сначала не следует давать более трех красок. Можно использовать цветную бумагу для рисования. Можно применить игру в цвет, чтобы маленький художник поупражнялся в сочетании цветов. Цвет может быть сильный - красный (огонь), грозный - синий (туча), черный цвет "спит" (его нужно избегать), желтый цвет "дружит" с красным, синим, зеленым и так далее.
Сначала ребенок должен порисовать пятнами, "попробовать", а потом можно играть в ритм мазков, пятен и штрихов, например:
Зайка прыг да прыг,
А лошадка скачет цок-цок".
В зависимости от звука меняется характер мазков. Сочетание цветного пятна с фоном создает определенное настроение. Так, на темном или фиолетовом фоне оранжевый, красный и желтый цвет "горит", как огонек. Чтобы образ огонька был понятен, покажите детям огни в окнах домов. Для развития руки рисуем "коврик" кукле (у куклы Маши мерзнут ножки).
Советы и рекомендации для самых маленьких
На пути к прекрасному
Упражнения для пальчиков рекомендую начинать как можно раньше, так как движение пальцев рук тесно связано с речевыми функциями.
"Ежик". Пальчики сжимаем в кулачок и разжимаем, приговаривая: "Ежик нахмурился, ежи улыбнулся".
Пальчики здороваются. Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков пальцев левой руки, и так далее.
Начиная с большого пальчика, называем каждый следующий до мизинца: "Этот пальчик - дедушка, этот - бабушка, этот - папочка, этот - мамочка, этот - я"
"Зайчик". Зайка взял барабан и ударил: "Трим-там-там!". При этом безымянный пальчик и мизинец стучат по согнутому большому пальцу (барабану). Средний и указательный пальцы - ушки. Можно ими шевелить вперед, назад и в стороны.
"Человечек". Средний и указательный пальчики бегают по столу.
"Слоник". Средний пальчик - хобот и выставлен вперед. Остальные пальцы - ноги. "Слоник ходит по столу, головой кивая и в гости приглашая".
"Руки-крылья". Кисти рук - крылышки. Делаем большие движения руками - летит большая птица. Машем кистями ручек - порхает маленькая птичка.
Л.А.Скшидлевская
Такое разное рисование Все
Такое разное рисование
Все маленькие детки очень любят рисовать. Но мамы часто тревожатся о том, что чадо может попробовать на вкус краски. В этом нет ничего страшного, если краски съедобные.
Занятие 1. Сладкие картины
Нам потребуется: желатин, компот или сок, стерильный пакет, чистая гладкая поверхность для рисования.
Пачку желатина заливаем стаканом воды и оставляем на час. Варим компот. В горячий компот вводим разбухший желатин и размешиваем его до полного растворения. Ставим в холодильник до застывания.
Лучше приготовить желе заранее. Если вы планируете рисовать утром, желе в холодильник можно поставить вечером.
Берем стерильный пакет и наполняем его желатином. Крепко завязываем пакет.
Дайте малышу подержать пакет в руках. Пусть он ознакомится с необычной гелевой текстурой. Расскажите, что желе такое упругое и холодное, потому что оно было в холодильнике и застыло. Если его нагреть, оно растает и опять станет жидким.
Теперь делаем в пакете небольшое отверстие и, слегка надавливая на него, рисуем различные фигурки: цветочек, бабочку, зайца и пр. Фигурки можно съесть или просто размазать по поверхности. Дайте пакет в руки малышу, помогите ему нарисовать какую-нибудь несложную фигуру.
Можно сделать «краски» разных цветов и нарисовать целую картину. Можно предложить малышу закрасить черно-белый рисунок цветным желе.
Экспериментируйте!
Эта игра способствует сенсорному развитию малыша. Занятия помогут ребенку в игровой форме развить зрительное восприятие и выработать устойчивые представления о форме, цвете и величине предметов.
Занятие 2. Рисунки на песке
Нам потребуется: гладкая поверхность – хорошо подойдет пластмассовый поднос, различные крупы: сахар, пшено, гречка.
На поверхность подноса ровным слоем высыпаем сахар. Проводя пальчиком руки, рисуем сначала простые рисунки: простые и изогнутые линии, волны, круги. Затем более сложные узоры: домик, солнышко, дерево.
Повторяем то же самое с пшеном и гречкой. Обратите внимание ребенка на то ,что у разных продуктов крупинки разного размера. Например, сахар более мелкий, чем гречка и т.д.
Эта игра способствует развитию мелкой моторики. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Занятие 3. Рисуем крупами
Нам потребуется: гладкая поверхность, горошек, фасоль, кукуруза, замороженные овощные смеси. Вы можете использовать сухие овощи, сварить овощи из замороженных овощных смесей. Можете мелко нарезать сырые овощи и фрукты.
При помощи сухих или вареных овощей выкладывайте на подносе различные фигурки. Из кукурузы можно выложить солнышко, из фасоли сердечко. Из нашинкованной квадратиками моркови можно попытаться выложить домик по технике «кирпичики». Из початков цветной капусты можно «нарисовать» овечку.
Эта игра очень хороша для тренировки маленьких пальчиков. Ребенок осваивает и шлифует умение захватывать предметы большим и указательным пальцем («пинцетный захват»), манипулировать мелкими предметами.
Эмоциональное рисование
Эмоциональное рисование
оранжевое небо,
оранжевая мама,
оранжевый малыш…»
Когда мы учим ребенка рисовать, мы показываем технику рисования и то, как можно изобразить какие-то предметы – приучаем к некоторым шаблонам: «кружочек с палочками – это солнце, внизу трава, домик, человечек, машина, цветок и т. д.» И красками мы учим ребенка «раскрашивать», а вовсе не выражать свой внутренний мир.
Программы детского сада тоже построены на обучении рисованию конкретных предметов. «Вот елочка: ствол рисуем кисточкой сверху вниз. От него расходятся веточки. Веточки изображаем дугами. У макушки – покороче. У основания – подлиннее. Елочку красим в зеленый цвет…» Возможно, такие занятия и дают что-то ребенку: учат управлять рукой, различать прямые и изогнутые линии, цвета. Но зеленая елка, по форме напоминающая пагоду, синее небо, желтое солнце с лучиками-звездочками — это все стереотипы, которые транслирует взрослый. Ребенок может усвоить стереотипы, но это ни на шаг не продвигает его в художественном или эмоциональном рисовании.
А ведь рисование, как и игра, помогает детям осознавать свое место в мире, познавать окружающую действительность. Оно помогает им справиться с различными эмоциями, которые у них возникают в процессе взаимодействия с людьми, обстоятельствами и с самим собой. А краски позволяют выражать определенные состояния души, и выражать более непосредственно и адекватно, нежели карандаши и фломастеры. Чтобы научить ребенка выражать себя, свою душу во время рисования, нужно научиться этому самим. И отвлечься от того, чему нас учили на уроках рисования.
Рисунки-переживания.
Рисуйте цвет, связанный с определенной эмоцией, которая для ребенка не называется впрямую, но выражается через обозначение «среды», стихии (воды, неба, песка, воздуха, листвы и т.д.). Такая среда займет весь лист. Можно делать это под музыку.
На листе бумаги ничего не нарисовано, на нем одна синяя краска. Но это не просто краска, это синее-синее море. Вы можете добавить в нее немножко голубой, немножко изумрудно-зеленой и даже фиолетовой. И белая бумага нигде не должна выглядывать, потому что везде вода, одна синяя вода. Дети это очень хорошо понимают, потому что у них с фантазией все в порядке. Им нравится, что краска мокрая и расплывается, и что она может быть жидкая или, наоборот, густая. А можно море делать с волнами, или делать бурю, или штиль. Это зависит от движений кисти и руки. Если рука движется плавно, горизонтально, краска размазывается ровно - будет штиль. Можно в этот момент разговаривать с ребенком шепотом, потому что на море тишина. Если рука движется слева направо волнисто до конца листа и так рядами, получаются прекрасные волны. А если рука движется бурно, кругами, то будет буря. Тут можно и пошуметь, как буря, позавывать и даже попрыгать.
А теперь возьмите желтую краску. Это желтый-желтый песок. А может быть, это вовсе не песок, а золотая-золотая осень. Все зависит от того, что ближе будет ребенку, что его захватит. Если он любит играть в песочнице, это будет песок. А если за окошком все пожелтело, и ребенок ежедневно гуляет в парке, это будет осень.
Точно так же можно рисовать зеленую-зеленую поляну, темную-темную ночь, голубое-голубое небо, белый-белый снег и т.д. Слова в названии тем, обозначающие цвет, не случайно повторяются дважды. Такое повторение усиливает смысл, акцентирует внимание ребенка на цвете, поддерживает эмоциональный настрой. Все эти рисунки дополняются деталями, в зависимости от возможностей ребенка. На зеленой поляне ставятся разноцветные точки-цветы. На небе светятся яркие звездочки или рисуются белые пятна облаков, на снегу могут быть следы или вырастают елки, да и сам снег может сыпаться с неба (точки) или лежать в сугробе (пятно). Чтобы снег был хорошо виден, можно использовать тонированную бумагу светлых тонов.
Делая рисунки-переживания, ребенок научается, во-первых, проживать эмоции интенсивно. Во-вторых, выражая их через цвет, он становится внутренне свободнее, обучается спонтанности (ведь процесс размазывания краски по листу не ограничен никакими преградами в виде контура), он начинает ощущать связь между движениями руки, характером мазков и тем эмоциональным импульсом, который он вкладывает в тему.
Смешивайте краски.
Многие дети чувствуют себя настоящими волшебниками, когда наблюдают за метаморфозами цвета.
Расскажите про волшебные краски, покажите, как можно их смешивать: возьмите три основных цвета и смешивайте на влажной бумаге. Красный с желтым превращается в оранжевый. Красный с желтым и синим дают коричневый. Из синего с желтым получается зеленый, из синего с красным – фиолетовый.
Можно взять для смешивания несколько стаканчиков (лучше разного объема и лучше прозрачных), наполнить их водой. На кончике кисточки возьмите немого краски и добавляйте в стаканчик с водой. Наблюдайте за красивыми разводами (“цветочками”), которые появляются на воде. Переливайте цветную водичку из стаканчика в стаканчик, смешивая цвета.
Смочите бумагу.
Есть дети, которых совершенно завораживает рисование по мокрой бумаге, когда краска расплывается, принимая причудливые формы.
Смочите в воде поролоновую губку, чуть отожмите и протрите поверхность листа. Сначала выжмите несколько капель, а затем разотрите от края до края так, чтобы не было луж. Можно приговаривать: «Дождик кап, кап, кап, дождик, дождик, пуще, трава будет гуще».
Затем можно использовать цветную тушь, например, выпущенную «Гаммой» (это пластмассовый флакончик с носиком, в котором делается дырочка), малыш учится надавливать на флакончик и видит, как при нажиме появляется краска. Можно капать и обычной кисточкой. Ребенок внимательно наблюдает за превращением капельки краски, тем, как она растекается, не торопите его, пусть удивляется.
Разотрите краску (например, синюю) с помощью губки или широкой кисти по всему листу, затем нарисуйте точки белой или желтой краской (можно использовать штрих с кисточкой). Похоже на звездное небо или поляну цветов.
Нанесите на влажную, но хорошо отжатую губку полоски цветной краски, затем переверните губку краской вниз, «лицом» к влажному листу, проведите непрерывную линию. Получится радуга – очень впечатляющее зрелище.
Нанесите на нижний край листа густые капли зеленой краски, растягивайте эти краски вверх, приговаривайте: «Травушка-муравушка, зелененькая, травушка-муравушка, расти, расти…»
Подумайте, где еще можно рисовать.
Порисуйте не только на бумаге, но еще и на стекле, кафеле в ванной, холодильнике, тарелке, на себе и т. д. Натяните большой лист бумаги (ватман или бумагу из рулона) на стене на уровне ребенка – каждый ребенок мечтает порисовать на стенке. Самые смелые родители готовы выделить стенку в детской, когда захочется перемен, можно будет ее перекрасить или сменить обои.
Предложите ребенку бумагу разного формата и качества, можно вырезать из бумаги какие-нибудь фигуры (круг, облачко, уточку, елку и т. д.)
Раскрасьте что-нибудь, например какую-нибудь вещицу, вылепленную предварительно из теста, деревянную ложку или яйцо, куколку и т. д.
Сделайте отпечаток.
Научите ребенка делать отпечатки, штампы или печати. Сначала, пальчиком, ладошкой или ступней, а затем и любыми предметами (кубиком, стаканчиком, катушкой от ниток, листочком и т. д.). Можно купить и специальный набор или вырезать что-то на ластике (это уже, можно сказать гравюра). Отлично подойдет губка. Разнообразные движения руки с губкой оставляют следы, которые легко превратить в бабочку, улитку или цветок, дополнив их какими-нибудь штрихами. Для рисования руками существуют специальные краски (их нужно доставать из широкой баночки прямо рукой, что очень нравится малышам), можно использовать краски «Гаммы», они легко смываются.
Нарисуйте «крылышко бабочки», затем перегните лист пополам, краска отпечатается, а рисунок получится симметричным.
Нарисуйте грустное дерево.
Гуляя с ребенком в парке, посмотрите, как много вокруг деревьев и какие они разные. Пусть малыш пошуршит листьями, попересыпает желуди, ощупает ветки разной фактуры, убедится: двух одинаковых не бывает. Одно дерево веселое. Другое – грустное. Третье – задумчивое, четвертое старое, пятое – одинокое. Какое дерево самое грустное? Почему? Попробуйте нарисовать людей или деревья с разными настроениями: маленький художник будет искать в дереве или в каком-нибудь предмете душу, характер.
Пусть изобразит «что-то зимнее», «что-то веселое», «что-то хорошее», как ни странно, дети легко справляются с такими абстрактными заданиями.
Знакомьте ребенка с шедеврами мировой живописи (комментировать и призывать полюбоваться необязательно), общее настроение картины ребенок может почувствовать верно и тонко, он не расскажет об этом словами, но благодаря таким произведениям его душа будет обогащаться.
Используйте технику граттажа.
В переводе с французского граттаж означает «процарапывание». Обычно вначале создается граттажный подмалевок – изображение цветовых пятен, передающих определенное настроение. Затем подмалевок покрывается прозрачным водоотталкивающим слоем (подмалевок можно натереть воском или прозрачной мастикой для пола). Затем вощеный рисунок нужно покрыть однородным слоем краски, например, гуаши (рисунок можно не делать, а нанести краску на пакет из-под молока или сока.
Наконец, с верхнего слоя можно соскабливать острой, деревянной, пластмассовой или металлической палочкой кусочки краски, создавая рисунок. Можно сделать заготовку вместе с ребенком, а можно предложить ему только соскабливать. В любом случае, проступающий на темном фоне светлый, мерцающий подмалевок придает работе таинственность, сказочность, позволяет ребенку почувствовать себя волшебником.
И помните, техника рисования – дело наживное, а вот умение выражать свои эмоции и настроение в рисунке с возрастом часто теряются. Восхищайтесь рисунками своего ребёнка, устраивайте маленькие домашние выставки. И занимайтесь с ребенком рисованием ради самовыражения.
Журнал «АИСТЕНОК», 2005, №3
Наталья Кулакова,
при подготовке материала использовались
статьи Марии Водинской, Т. Рогаткиной, С Ашиковой
Рисуем ладошками
Рисуем ладошками
Рисуем ладошками
Рисуем ладошками (продолжение)
]]>]]>]]>]]>]]>]]>]]>]]>
]]>]]>]]>]]>]]>]]>
Рисуем
Рисуем пальчиками
]]>]]>]]>]]>]]>]]>]]>]]>]]>]]>]]>]]>
Необычное рисование ]]>]]>
Необычное рисование
]]>]]>
Что обозначает цвет
Что обозначает цвет
темно-синий – концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;
зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;
красный – сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;
черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;
серый – «отсутствие» цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.
Рисуем принцессу
Рисуем принцессу
Рисуем машину ]]>]]>
Рисуем машину
]]>]]>
Рисуем ракету ]]>]]>
Рисуем ракету
]]>]]>
РАЗВИВАЕМ МАЛЕНЬКОГО
РАЗВИВАЕМ МАЛЕНЬКОГО ХУДОЖНИКА
Сегодня мы отправимся в волшебную страну батика. Батик — это роспись по ткани специальными красителями. Необыкновенно увлекательная и развивающая техника. Она одинаково хороша для разных категорий малышей. Одаренные смогут реализовать свой исследовательский потенциал, способность к эксперименту, а гиперактивные, используя текучие красители, основанные на большом количестве воды, расслабиться и одновременно сосредоточиться на новом, неожиданном процессе. Застенчивые и нерешительные преодолеют тревогу. Новая технология найдет отклик и у детей со сниженным психическим развитием, так как будет одновременно корректировать и развивать.
Итак, в путь! Нам потребуются: анилиновые красители разных цветов, цветная тушь или чернила во флаконах; щетинные (жесткие) кисти №№ 22, 12, 3; пяльца или подрамник (подойдет любая рамка); соль; желатин; кусок хлопчатобумажной ткани; пустые баночки из-под йогурта; трубочка для коктейля.
Подготовьте все необходимое сами, без малыша, чтобы к работе он приступил «свеженьким». Подберите рамку, формат может быть любым. Имейте в виду, что большой формат (45х60) будет способствовать развитию воображения, фантазии, способности к эксперименту, снимать физическое и психическое напряжение, расслаблять и увлекать. А маленький (15х20) ограничит возможности вашего малыша, возможно, даже вызовет агрессию.
Натяните ткань на подрамник, прикрепив ее кнопками с обратной стороны. Ткань лучше натягивать в сыром виде: высохнув, она будет жесткая и упругая, как барабан, что нам и нужно.
Затем приготовьте анилиновые красители. Высыпьте содержимое пакетика в стеклянную банку и залейте небольшим количеством горячей воды, тщательно размешайте. Горячей водой доведите раствор до нужного объема. Чтобы цвет красителя был ярким и сочным, добавьте в раствор немного лимонной кислоты или уксуса. Приготовьте пять красителей разных цветов: желтый, красный, синий, зеленый, черный. Помните, что, попав на руки, сухой порошок (краситель) не сразу отмоется. Поэтому всю подготовительную работу делайте в тонких резиновых или хирургических перчатках. В растворенном виде краски легко смываются теплой водой с мылом. Если возиться с красителями не хочется, купите тушь разных цветов или чернила во флакончиках.
Место, где ваш малыш будет творить, должно быть достаточно просторным, без ковровых покрытий и дорогих гобеленов. Если вы боитесь случайно запачкать мебель, занимайтесь на кухне или в ванной комнате. Помните, что во время работы ничто не должно ограничивать творческий процесс. наденьте на ребенка одежду, которую не жалко испачкать.
Техника свободной росписи
Итак, подготовительная работа завершена. Можно приглашать ребенка в мир необычных красок. Чтобы краситель не растекался, большими щетинными (можно малярными) кистями покройте ткань на подрамнике концентрированным раствором соли. Затем подсушите феном. Пусть малыш тоже участвует в процессе.
«Что ты чувствуешь перед началом работы? Какое у тебя настроение? Какого оно цвета? Что бы ты хотел нарисовать?» Если ребенок затрудняется ответить, помогите ему определиться. «Прислушайся к себе, расскажи о своем настроении. На что оно похоже? Может, это зверь или птица, а может, какое-то сказочное существо? Доброе это существо или злое? Какого оно цвета? Теперь ты знаешь, что будешь рисовать. Бери кисточку (щетина № 12) и начинай работать, рисуй то, что тебе хочется, и рассказывай о том, что ты рисуешь. Видишь, как здорово у тебя получается! Ты настоящий художник и великолепный рассказчик».
Во время работы, если ребенок рисует и одновременно разговаривает, задавайте ему уточняющие вопросы: «Расскажи, какой характер у твоего персонажа? Что он любит делать? Что ему не нравится?»
Помогайте малышу создавать новые цвета. Отлейте в пустую баночку небольшое количество красного красителя и добавьте немного синего — получится фиолетовый. Смешайте таким же образом желтый и синий — получится зеленый. Чем больше желтого, тем зеленый светлее. Желтый с красным дают оранжевый. Красный с черным — коричневый. Зеленый с красным — другой оттенок коричневого. Разбавьте красный водой — получится розовый. Смешайте немного синего с зеленым — появится сине-зеленый. Пробуйте смелее! В этом процессе не бывает ошибок. Не забывайте, что большие плоскости нужно закрашивать толстой кистью (фон), работать над персонажем — средней, а прорабатывать детали (украшения, нос, рот, глаза, коготочки и т.п.) — маленькой.
Когда картина будет готова, попросите ребенка отставить ее на некоторое расстояние, а сами сядьте напротив. «Молодец, ты сегодня здорово потрудился, сделал батик, как настоящий художник. Посмотри на свою работу, может, ты хочешь что-то уточнить тонкой кисточкой? А сейчас расскажи, что ты нарисовал? Почему ты сделал именно этот рисунок? Как тебе работалось новыми красками? Какое у тебя сейчас настроение? Менялось ли оно в процессе работы?»
Далее вы просушиваете картину (если пользовались импортными красителями, то запарьте ее горячим утюгом) и вешаете на стену. Чтобы работа имела законченный вид, приобретите в художественном салоне багетную рамку и вставьте в нее картину. Обязательно подпишите работу. Это можно сделать фломастером в нижнем правом углу на лицевой стороне. Не забудьте поблагодарить малыша за старание и великолепный результат.
Акварельная техника
Представляем еще более интересную, живую и эмоциональную технологию. Вам опять потребуется подрамник (можно пяльца большого диаметра), ткань (желательно шелковистая, для хорошего скольжения красителя), соломинка для коктейля, соль или желатин, щетинные кисти.
Смочите ткань в воде и натяните на подрамник. Работу следует начинать по сырой ткани.
I этап: создание неба и земли
«Мы с тобой снова превращаемся в художников. Будем создавать картину на ткани. Помнишь, как тебе понравилась такая работа? Сейчас мы будем рисовать пейзаж. Пейзажем художники называют изображение окружающей природы. Сначала вверху картины нарисуй небо: у верхнего края подрамника оно темнее, а ближе к линии горизонта — светлее. Вот ты и добрался до линии горизонта, которая отделяет небо от земли. Теперь начинай рисовать землю: траву, камушки, песок и т.п. У нижнего края подрамника она темнее, ближе к линии горизонта — светлее».
Помогайте малышу смешивать красители в баночках. Помните, что на данном этапе ткань должна быть влажной. Небо и землю малыш выполняет большой кистью. «Чтобы картина была интереснее, нарисуйте на переднем плане (в нижней части подрамника) камушки, валяющиеся веточки, лежащие коряги или ползающих жучков-червячков». Затем дайте работе просохнуть или высушите феном.
II этап: грунтовка полотна
Высохшую работу покройте грунтовкой — желатиновой или крахмальной. Грунтовка не даст красителю расплываться по поверхности.
1-й способ: 1 ст.л. желатина растворите в 1 стакане холодной кипяченой воды. Выдержите 40–60 минут, после чего нагрейте, не доводя до кипения, при непрерывном помешивании до растворения.
2-й способ: 125–150 г сухого крахмала, 850–875 мл воды.
Разведите крахмал небольшим количеством холодной воды, добавьте в оставшуюся кипящую воду и в течение нескольких минут, помешивая, доведите до получения прозрачной массы. Готовую грунтовку процедите через сито.
После этого этапа работы высушите полотно.
III этап: создание главных персонажей
Скажите ребенку: «Сейчас нас ждут настоящие чудеса. С помощью капельки красителя, соломинки и воздуха мы будем рисовать сказочные деревья. Пусть они будут с корявыми ветками, причудливой, необычной формы».
Следите за тем, чтобы подрамник лежал на столе строго горизонтально.
«Возьми кисточкой темный краситель для дерева и капни в том месте, откуда оно будет расти. Молодец! А теперь через соломинку дуй на капельку, направляя струю воздуха вверх к небу. А я буду приговаривать: расти дерево, расти сказочное! Если капелька исчезнет, снова капни и дуй изо всех сил». Краситель растекается по загрунтованной поверхности, оставляя причудливые извилины, напоминающие разветвленные сучья и ветви деревьев. Он не впитывается в полотно, а послушно повинуется направлению струи воздуха.
«Молодец! А теперь тонкой кисточкой можешь нарисовать птиц, летящих по небу, листочки на дереве, травку на переднем плане — в общем, что хочешь. Картина готова. Какая красота! Ты у меня настоящий мастер!»
Отставьте картину на некоторое расстояние и попросите малыша сочинить историю про то, что он нарисовал. «Скажи, пожалуйста, какое настроение у твоей работы? Какое у тебя дерево: доброе или злое? Кого оно будет удерживать своими ветками, веселых героев или страшных? Придумай и расскажи сказку о своем дереве… Молодец! Какое у тебя сейчас настроение? Как ты себя чувствуешь?»
Прикоснувшись к древним традициям росписи по ткани, вы почувствуете великую силу этого искусства. В процессе работы у ребенка начнут формироваться художественные способности, интерес и желание экспериментировать, будут развиваться все психические сферы. А поскольку техника батик очень живая и «льющаяся», общаясь с ней, вы получите массу положительных эмоций.
Желаем успехов!
Светлана КОЖОХИНА, арт-терапевт, психолог
Журнал «АИСТЁНОК», 2005, 1
Закон выбора цвета Если
Закон выбора цвета
Если делаете что-то контрастное,надо знать законы выбора цветов.Для этого вам пригодится цветовой круг.
]]>]]>
Например,у вас есть желтая ткань.Находите этот цвет на круге и проводите воображаемую линию через центр.Цвет на противоположной стороне и будет самым идеально сочетающимся с желтым.Это фиолетовый.Это самый правильный контраст.Есть еще и неправильный контрасты.Но,это уже для смелых,с хорошим чувством гармонии.Ну,а с черным и белым сочетаются все цвета
На каком то форуме рукодельниц встретила, но думаю в рисовании это тоже пригодиться.
Мальчик рисует в 3 года
Мальчик рисует в 3 года
Рисуем белку и
Рисуем белку и винни-пуха
]]>]]> ]]>]]>
Рисуем д.Мороза и и Санту
Рисуем д.Мороза и и Санту