Skip to main content

Предлагаю тут выкладывать все, что связано с рисованием: техники рисования, изготовление красок, способы рисования и т.д.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Способ рисования -

Способ рисования - Монотипия

Все очень просто, главное тут - отпечаток. Краска в виде пятна или нескольких пятен наносится на поверхность листа, затем сверху накладывается другой лист, все разглаживается. В результате на двух листах появляются необыкновенные узоры. В них можно "увидеть" звезды, месяц, цветы, грибы... Доработайте отпечаток, сделайте аппликацию (приклейте например, к листу бумажные салфетки, пшено или мелкие ракушки).

Диатипия (способ

Диатипия (способ рисования)

Диатипия разновидность монотипии. Она немного сложнее и поэтому ее лучше использовать детям более старшего возраста. Нанесите ровный слой краски на стекло или любую другую гладкую поверхность. Сверху положите лист бумаги. Он и предназначен для рисования карандашом или другим заостренным предметом. На стороне, которая была прижата к стеклу, появится слегка выпуклое изображение.

Что ж, рисуют все дети. Нужно

Что ж, рисуют все дети. Нужно ли это поощрять? Развивать? Критиковать?

Для начала давайте разберемся в том, что есть рисование для ребенка. И в данном случае я склонен выделять два типа рисования. Первый, понятный всем нам тип — рисование как вид искусства. В данном случае ребенок постепенно постигает азы изобразительного искусства, учится в студиях, школах… Второй, более тонкий, но не менее важный вид — форма познания и выражения. Остановимся на нем.

Знаете, в компьютерном мире есть два понятия — устройство ввода и вывода. Устройство ввода считывает какую-то информацию и отправляет ее в недра компьютера. Таковыми , например, являются «мышки» или клавиатуры. Устройство вывода, как это ни странно, информацию выводит из недр компьютера вам на глаза. Или на бумагу. Это — мониторы, принтеры и т.д. К чему я все это? К тому что рисование можно сравнить с такими устройствами. И главная его ценность — сочетание в себе и того, и другого. Через рисунки ваш ребенок может выражать то, что он видит. Гуляя он видит деревья, кошку, разноцветные качели. Проводя время дома, ваше чадо наверняка будет все это воспроизводить. Как умеет. Итак, выражение. Это первая функция рисования. Вторая — познание. Через рисунок ребенок может учится новому. Чуть ниже я еще остановлюсь на этой особенности.

Не откладывая, давайте ответим на главный и самый простой вопрос — стоит ли? Да! Конечно, стоит. Покупайте бумагу, фломастеры, краски, всячески поощряйте, участвуйте в рисовании. Это увлекательное для ребенка занятие. Не уделить этому внимание — почти преступление. Но не обольщайтесь и не пытайтесь сразу взрастить юного Репина. У вас не получится. Да это и не нужно. Как я уже сказал, рисование есть форма выражения увиденного, услышанного и прочувствованного. Лет этак до пяти-шести, как бы ребенок ни рисовал, рисование останется именно на таком уровне. Но это, тем не менее, крайне важно.
Есть разные мнения относительно профессии художника. Кто-то считает это благородной и нужной профессией, а кто-то прозаично считает, что мольбертом много не заработаешь. Дело ваше. Но пока ваше ребенок растет, пока он мал, а жизнь его разнообразна — не отбирайте у него ничего. Но и не переусердствуйте.

Где уж тут переусердствовать? Можно. Есть, например, родители, любящие поводить рукой малыша. Смотри, мол, как надо. Или надавать кучу подсказок и советов. Цвета, формы, пропорции — не стоит активно вмешиваться. Ваше дело — поощрять и помогать, в случае надобности. Положим, нарисовал ваш малыш человека. Без ушей и с тремя руками. Что стоит сделать в данном случае? Навести ребенка на исправление собственной ошибки. Спросить его о том, что еще бывает у людей, чего может не хватать. Тем самым вы побудите его сравнить то, что он нарисовал, с тем, что есть на самом деле. Это ли не познание мира? По-моему, оно самое. Именно об этом я говорил в начале. Ребенок не только выражает что-то, но и чему-то учится. В конце концов, он учится различать цвета, понимать теплоту цвета, свойства разной бумаги и краски, плавность или ломкость линий. Это важно.

А стоит ли критиковать? Сильно — не стоит. Навести на какое-то дополнение будет нелишним, а вот настоящей критики не нужно. Не жалейте похвалы, ваше ребенок пока не художник. Все что он нарисовал — прекрасно. Синие листья у деревьев? Ну и что? Присмотритесь и вы увидите, что эти листья и этот цвет ни что иное, как полет фантазии, воссоздание той атмосферы, какая царит в голове вашего ребенка. Точность и скрупулезность придет к нему позже, а пока пусть он научится абстрактно мыслить и фантазировать!

Кстати, о фантазии. У ребенка не так много образов в запасе, ведь он живет на свете совсем немного. Поэтому учитесь рисованию в игровой форме. Это всегда интереснее (как и с практически всеми остальными навыками в столь юном возрасте). Попросите нарисовать вашего попугая, мебель, придумать новый рисунок для обоев. А по уже готовому рисунку ребенок может рассказать вам целую история, стоит только правильно попросить. Что делает персонаж на рисунке? Почему у него в руках такой-то предмет? Вот вам и развитие фантазии, умение выразить свои мысли.

Отдельно хочется сказать об атмосфере, в которой ребенок будет рисовать. Психологи отмечают, что это очень важно. Комната должна быть светлой и уютной, стол — широким и удобным, родитель — добрым и участливым. Не скупитесь на хорошие краски, бумагу. Это хорошие затраты, они себя оправдают. А в ряде случаев окажутся необходимыми. Есть, например, так называемая арт-терапия, через которую детей можно избавить от особо сильных страхов и комплексов. В низу вы найдете ссылку на материал об этом, написанный с использованием профессиональной литературы, возможно, вам это покажется интересным или даже пригодится.

Как видите, рисование — важное занятие в жизни ребенка. С одной стороны — это главный индикатор настроение и метод выражения мыслей, с другой — способ учиться и познавать. Покопавшись в Интернете вы также можете узнать, что рисование развивает моторику рук, умение упорядочить ворох мыслей, разность линий (ломкие, плавные, стремительные…) помогает развитию речи, логического и абстрактного мышления, зрения. И это лишь часть пользы. Поскольку рисование проще, чем речь, оно дает ребенку возможность выразить все, даже то, что он не может сказать словами или показать жестами.

Что до «серьезного» изобразительного искусства, так это совсем другая тема. Вы обязательно заметите такие склонности у ребенка, если будете за ним наблюдать. И если он их проявляет, стоит задуматься над тем, чтобы отдать его в серьезную школу или студию, коих сейчас великое множество.

Дети рисуют все, о чем

Дети рисуют все, о чем думают, они живут в рисунке. И это не забава, а радостный, творческий труд, поэтому необходимо закрепить в каждом малыше ощущение радости созидания. Не надо разрушать творческий полет фантазии репликами: "Так не бывает!"

Для малыша рисование - игра. Задача взрослых состоит в том, чтобы эта игра превратилась в уроки овладения навыками и формирования вкуса.

Первые краски, с которыми знакомится "юный художник", - это гуашь. Чтобы появился интерес к краскам, можно использовать стишок:

"Что за баночки такие,
Не простые, а цветные?
Стоит только кисть нам взять,
Начинаем рисовать.
Кистью в баночке "поварим",
Порисуем, а потом ее в воду обмакнем".

Нужно следить за тем, чтобы ребенок держал кисть тремя пальцами. Кисточка должна быть жесткой. Во время рисования ее нужно держать в наклонном к бумаге положении. Кисть должна двигаться по ворсу. Если ее двигать в противоположном направлении, то ее волосикам будет "больно".

Ребенку сначала не следует давать более трех красок. Можно использовать цветную бумагу для рисования. Можно применить игру в цвет, чтобы маленький художник поупражнялся в сочетании цветов. Цвет может быть сильный - красный (огонь), грозный - синий (туча), черный цвет "спит" (его нужно избегать), желтый цвет "дружит" с красным, синим, зеленым и так далее.

Сначала ребенок должен порисовать пятнами, "попробовать", а потом можно играть в ритм мазков, пятен и штрихов, например:

"Ножки зашагали топ-топ-топ,
Зайка прыг да прыг,
А лошадка скачет цок-цок".

В зависимости от звука меняется характер мазков. Сочетание цветного пятна с фоном создает определенное настроение. Так, на темном или фиолетовом фоне оранжевый, красный и желтый цвет "горит", как огонек. Чтобы образ огонька был понятен, покажите детям огни в окнах домов. Для развития руки рисуем "коврик" кукле (у куклы Маши мерзнут ножки).

Советы и рекомендации для самых маленьких

На пути к прекрасному

Упражнения для пальчиков рекомендую начинать как можно раньше, так как движение пальцев рук тесно связано с речевыми функциями.

"Ежик". Пальчики сжимаем в кулачок и разжимаем, приговаривая: "Ежик нахмурился, ежи улыбнулся".
Пальчики здороваются. Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков пальцев левой руки, и так далее.

Начиная с большого пальчика, называем каждый следующий до мизинца: "Этот пальчик - дедушка, этот - бабушка, этот - папочка, этот - мамочка, этот - я"

"Зайчик". Зайка взял барабан и ударил: "Трим-там-там!". При этом безымянный пальчик и мизинец стучат по согнутому большому пальцу (барабану). Средний и указательный пальцы - ушки. Можно ими шевелить вперед, назад и в стороны.

"Человечек". Средний и указательный пальчики бегают по столу.

"Слоник". Средний пальчик - хобот и выставлен вперед. Остальные пальцы - ноги. "Слоник ходит по столу, головой кивая и в гости приглашая".

"Руки-крылья". Кисти рук - крылышки. Делаем большие движения руками - летит большая птица. Машем кистями ручек - порхает маленькая птичка.

Л.А.Скшидлевская

Такое разное рисование Все

Такое разное рисование

Все маленькие детки очень любят рисовать. Но мамы часто тревожатся о том, что чадо может попробовать на вкус краски. В этом нет ничего страшного, если краски съедобные.

Занятие 1. Сладкие картины

Нам потребуется: желатин, компот или сок, стерильный пакет, чистая гладкая поверхность для рисования.
Пачку желатина заливаем стаканом воды и оставляем на час. Варим компот. В горячий компот вводим разбухший желатин и размешиваем его до полного растворения. Ставим в холодильник до застывания.
Лучше приготовить желе заранее. Если вы планируете рисовать утром, желе в холодильник можно поставить вечером.
Берем стерильный пакет и наполняем его желатином. Крепко завязываем пакет.
Дайте малышу подержать пакет в руках. Пусть он ознакомится с необычной гелевой текстурой. Расскажите, что желе такое упругое и холодное, потому что оно было в холодильнике и застыло. Если его нагреть, оно растает и опять станет жидким.
Теперь делаем в пакете небольшое отверстие и, слегка надавливая на него, рисуем различные фигурки: цветочек, бабочку, зайца и пр. Фигурки можно съесть или просто размазать по поверхности. Дайте пакет в руки малышу, помогите ему нарисовать какую-нибудь несложную фигуру.
Можно сделать «краски» разных цветов и нарисовать целую картину. Можно предложить малышу закрасить черно-белый рисунок цветным желе.
Экспериментируйте!
Эта игра способствует сенсорному развитию малыша. Занятия помогут ребенку в игровой форме развить зрительное восприятие и выработать устойчивые представления о форме, цвете и величине предметов.

Занятие 2. Рисунки на песке

Нам потребуется: гладкая поверхность – хорошо подойдет пластмассовый поднос, различные крупы: сахар, пшено, гречка.
На поверхность подноса ровным слоем высыпаем сахар. Проводя пальчиком руки, рисуем сначала простые рисунки: простые и изогнутые линии, волны, круги. Затем более сложные узоры: домик, солнышко, дерево.
Повторяем то же самое с пшеном и гречкой. Обратите внимание ребенка на то ,что у разных продуктов крупинки разного размера. Например, сахар более мелкий, чем гречка и т.д.
Эта игра способствует развитию мелкой моторики. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Занятие 3. Рисуем крупами

Нам потребуется: гладкая поверхность, горошек, фасоль, кукуруза, замороженные овощные смеси. Вы можете использовать сухие овощи, сварить овощи из замороженных овощных смесей. Можете мелко нарезать сырые овощи и фрукты.
При помощи сухих или вареных овощей выкладывайте на подносе различные фигурки. Из кукурузы можно выложить солнышко, из фасоли сердечко. Из нашинкованной квадратиками моркови можно попытаться выложить домик по технике «кирпичики». Из початков цветной капусты можно «нарисовать» овечку.
Эта игра очень хороша для тренировки маленьких пальчиков. Ребенок осваивает и шлифует умение захватывать предметы большим и указательным пальцем («пинцетный захват»), манипулировать мелкими предметами.

Эмоциональное рисование

Эмоциональное рисование

«Оранжевое солнце,
оранжевое небо,
оранжевая мама,
оранжевый малыш…»

Когда мы учим ребенка рисовать, мы показываем технику рисования и то, как можно изобразить какие-то предметы – приучаем к некоторым шаблонам: «кружочек с палочками – это солнце, внизу трава, домик, человечек, машина, цветок и т. д.» И красками мы учим ребенка «раскрашивать», а вовсе не выражать свой внутренний мир.
Программы детского сада тоже построены на обучении рисованию конкретных предметов. «Вот елочка: ствол рисуем кисточкой сверху вниз. От него расходятся веточки. Веточки изображаем дугами. У макушки – покороче. У основания – подлиннее. Елочку красим в зеленый цвет…» Возможно, такие занятия и дают что-то ребенку: учат управлять рукой, различать прямые и изогнутые линии, цвета. Но зеленая елка, по форме напоминающая пагоду, синее небо, желтое солнце с лучиками-звездочками — это все стереотипы, которые транслирует взрослый. Ребенок может усвоить стереотипы, но это ни на шаг не продвигает его в художественном или эмоциональном рисовании.
А ведь рисование, как и игра, помогает детям осознавать свое место в мире, познавать окружающую действительность. Оно помогает им справиться с различными эмоциями, которые у них возникают в процессе взаимодействия с людьми, обстоятельствами и с самим собой. А краски позволяют выражать определенные состояния души, и выражать более непосредственно и адекватно, нежели карандаши и фломастеры. Чтобы научить ребенка выражать себя, свою душу во время рисования, нужно научиться этому самим. И отвлечься от того, чему нас учили на уроках рисования.
Рисунки-переживания.
Рисуйте цвет, связанный с определенной эмоцией, которая для ребенка не называется впрямую, но выражается через обозначение «среды», стихии (воды, неба, песка, воздуха, листвы и т.д.). Такая среда займет весь лист. Можно делать это под музыку.
На листе бумаги ничего не нарисовано, на нем одна синяя краска. Но это не просто краска, это синее-синее море. Вы можете добавить в нее немножко голубой, немножко изумрудно-зеленой и даже фиолетовой. И белая бумага нигде не должна выглядывать, потому что везде вода, одна синяя вода. Дети это очень хорошо понимают, потому что у них с фантазией все в порядке. Им нравится, что краска мокрая и расплывается, и что она может быть жидкая или, наоборот, густая. А можно море делать с волнами, или делать бурю, или штиль. Это зависит от движений кисти и руки. Если рука движется плавно, горизонтально, краска размазывается ровно - будет штиль. Можно в этот момент разговаривать с ребенком шепотом, потому что на море тишина. Если рука движется слева направо волнисто до конца листа и так рядами, получаются прекрасные волны. А если рука движется бурно, кругами, то будет буря. Тут можно и пошуметь, как буря, позавывать и даже попрыгать.
А теперь возьмите желтую краску. Это желтый-желтый песок. А может быть, это вовсе не песок, а золотая-золотая осень. Все зависит от того, что ближе будет ребенку, что его захватит. Если он любит играть в песочнице, это будет песок. А если за окошком все пожелтело, и ребенок ежедневно гуляет в парке, это будет осень.
Точно так же можно рисовать зеленую-зеленую поляну, темную-темную ночь, голубое-голубое небо, белый-белый снег и т.д. Слова в названии тем, обозначающие цвет, не случайно повторяются дважды. Такое повторение усиливает смысл, акцентирует внимание ребенка на цвете, поддерживает эмоциональный настрой. Все эти рисунки дополняются деталями, в зависимости от возможностей ребенка. На зеленой поляне ставятся разноцветные точки-цветы. На небе светятся яркие звездочки или рисуются белые пятна облаков, на снегу могут быть следы или вырастают елки, да и сам снег может сыпаться с неба (точки) или лежать в сугробе (пятно). Чтобы снег был хорошо виден, можно использовать тонированную бумагу светлых тонов.
Делая рисунки-переживания, ребенок научается, во-первых, проживать эмоции интенсивно. Во-вторых, выражая их через цвет, он становится внутренне свободнее, обучается спонтанности (ведь процесс размазывания краски по листу не ограничен никакими преградами в виде контура), он начинает ощущать связь между движениями руки, характером мазков и тем эмоциональным импульсом, который он вкладывает в тему.
Смешивайте краски.
Многие дети чувствуют себя настоящими волшебниками, когда наблюдают за метаморфозами цвета.
Расскажите про волшебные краски, покажите, как можно их смешивать: возьмите три основных цвета и смешивайте на влажной бумаге. Красный с желтым превращается в оранжевый. Красный с желтым и синим дают коричневый. Из синего с желтым получается зеленый, из синего с красным – фиолетовый.
Можно взять для смешивания несколько стаканчиков (лучше разного объема и лучше прозрачных), наполнить их водой. На кончике кисточки возьмите немого краски и добавляйте в стаканчик с водой. Наблюдайте за красивыми разводами (“цветочками”), которые появляются на воде. Переливайте цветную водичку из стаканчика в стаканчик, смешивая цвета.
Смочите бумагу.
Есть дети, которых совершенно завораживает рисование по мокрой бумаге, когда краска расплывается, принимая причудливые формы.
Смочите в воде поролоновую губку, чуть отожмите и протрите поверхность листа. Сначала выжмите несколько капель, а затем разотрите от края до края так, чтобы не было луж. Можно приговаривать: «Дождик кап, кап, кап, дождик, дождик, пуще, трава будет гуще».
Затем можно использовать цветную тушь, например, выпущенную «Гаммой» (это пластмассовый флакончик с носиком, в котором делается дырочка), малыш учится надавливать на флакончик и видит, как при нажиме появляется краска. Можно капать и обычной кисточкой. Ребенок внимательно наблюдает за превращением капельки краски, тем, как она растекается, не торопите его, пусть удивляется.
Разотрите краску (например, синюю) с помощью губки или широкой кисти по всему листу, затем нарисуйте точки белой или желтой краской (можно использовать штрих с кисточкой). Похоже на звездное небо или поляну цветов.
Нанесите на влажную, но хорошо отжатую губку полоски цветной краски, затем переверните губку краской вниз, «лицом» к влажному листу, проведите непрерывную линию. Получится радуга – очень впечатляющее зрелище.
Нанесите на нижний край листа густые капли зеленой краски, растягивайте эти краски вверх, приговаривайте: «Травушка-муравушка, зелененькая, травушка-муравушка, расти, расти…»
Подумайте, где еще можно рисовать.
Порисуйте не только на бумаге, но еще и на стекле, кафеле в ванной, холодильнике, тарелке, на себе и т. д. Натяните большой лист бумаги (ватман или бумагу из рулона) на стене на уровне ребенка – каждый ребенок мечтает порисовать на стенке. Самые смелые родители готовы выделить стенку в детской, когда захочется перемен, можно будет ее перекрасить или сменить обои.
Предложите ребенку бумагу разного формата и качества, можно вырезать из бумаги какие-нибудь фигуры (круг, облачко, уточку, елку и т. д.)
Раскрасьте что-нибудь, например какую-нибудь вещицу, вылепленную предварительно из теста, деревянную ложку или яйцо, куколку и т. д.
Сделайте отпечаток.
Научите ребенка делать отпечатки, штампы или печати. Сначала, пальчиком, ладошкой или ступней, а затем и любыми предметами (кубиком, стаканчиком, катушкой от ниток, листочком и т. д.). Можно купить и специальный набор или вырезать что-то на ластике (это уже, можно сказать гравюра). Отлично подойдет губка. Разнообразные движения руки с губкой оставляют следы, которые легко превратить в бабочку, улитку или цветок, дополнив их какими-нибудь штрихами. Для рисования руками существуют специальные краски (их нужно доставать из широкой баночки прямо рукой, что очень нравится малышам), можно использовать краски «Гаммы», они легко смываются.
Нарисуйте «крылышко бабочки», затем перегните лист пополам, краска отпечатается, а рисунок получится симметричным.
Нарисуйте грустное дерево.
Гуляя с ребенком в парке, посмотрите, как много вокруг деревьев и какие они разные. Пусть малыш пошуршит листьями, попересыпает желуди, ощупает ветки разной фактуры, убедится: двух одинаковых не бывает. Одно дерево веселое. Другое – грустное. Третье – задумчивое, четвертое старое, пятое – одинокое. Какое дерево самое грустное? Почему? Попробуйте нарисовать людей или деревья с разными настроениями: маленький художник будет искать в дереве или в каком-нибудь предмете душу, характер.
Пусть изобразит «что-то зимнее», «что-то веселое», «что-то хорошее», как ни странно, дети легко справляются с такими абстрактными заданиями.
Знакомьте ребенка с шедеврами мировой живописи (комментировать и призывать полюбоваться необязательно), общее настроение картины ребенок может почувствовать верно и тонко, он не расскажет об этом словами, но благодаря таким произведениям его душа будет обогащаться.
Используйте технику граттажа.
В переводе с французского граттаж означает «процарапывание». Обычно вначале создается граттажный подмалевок – изображение цветовых пятен, передающих определенное настроение. Затем подмалевок покрывается прозрачным водоотталкивающим слоем (подмалевок можно натереть воском или прозрачной мастикой для пола). Затем вощеный рисунок нужно покрыть однородным слоем краски, например, гуаши (рисунок можно не делать, а нанести краску на пакет из-под молока или сока.
Наконец, с верхнего слоя можно соскабливать острой, деревянной, пластмассовой или металлической палочкой кусочки краски, создавая рисунок. Можно сделать заготовку вместе с ребенком, а можно предложить ему только соскабливать. В любом случае, проступающий на темном фоне светлый, мерцающий подмалевок придает работе таинственность, сказочность, позволяет ребенку почувствовать себя волшебником.
И помните, техника рисования – дело наживное, а вот умение выражать свои эмоции и настроение в рисунке с возрастом часто теряются. Восхищайтесь рисунками своего ребёнка, устраивайте маленькие домашние выставки. И занимайтесь с ребенком рисованием ради самовыражения.

Журнал «АИСТЕНОК», 2005, №3
Наталья Кулакова,
при подготовке материала использовались
статьи Марии Водинской, Т. Рогаткиной, С Ашиковой

Рисуем ладошками

Рисуем ладошками




Рисуем ладошками

Рисуем ладошками (продолжение)
]]>]]>]]>]]>]]>]]>]]>]]>

]]>]]>]]>]]>]]>]]>

Рисуем

Рисуем пальчиками
]]>]]>]]>]]>]]>]]>]]>]]>]]>]]>]]>]]>

Необычное рисование ]]>]]>

Необычное рисование

]]>]]>

Что обозначает цвет

Что обозначает цвет

темно-синий – концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;
зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;
красный – сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;
черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;
серый – «отсутствие» цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

Рисуем принцессу

Рисуем принцессу

Рисуем машину ]]>]]>

Рисуем машину

]]>]]>

Рисуем ракету ]]>]]>

Рисуем ракету

]]>]]>

РАЗВИВАЕМ МАЛЕНЬКОГО

РАЗВИВАЕМ МАЛЕНЬКОГО ХУДОЖНИКА

Сего­дня мы от­правимся в волшебную стра­ну ба­ти­ка. Батик — это роспись по ткани специ­альны­ми краси­те­ля­ми. Необыкно­венно ув­ле­ка­тель­ная и разви­ва­ю­щая техни­ка. Она одина­ко­во хо­ро­ша для разных ка­те­го­рий ма­лы­шей. Ода­ренные смогут ре­али­зо­вать свой ис­следо­ва­тель­ский по­тенци­ал, способность к экс­пе­ри­менту, а ги­перак­тивные, ис­поль­зуя те­ку­чие краси­те­ли, ос­но­ванные на боль­шом ко­ли­че­ст­ве во­ды, расслабить­ся и од­но­временно со­средо­то­чить­ся на но­вом, не­ожи­данном процессе. Застен­чи­вые и не­ре­ши­тель­ные преодоле­ют трево­гу. Новая техно­ло­гия найдет от­клик и у де­тей со сниженным психи­че­ским разви­ти­ем, так как бу­дет од­но­временно корректи­ро­вать и разви­вать.

Итак, в путь! Нам по­требу­ются: анили­но­вые краси­те­ли разных цветов, цвет­ная тушь или черни­ла во флако­нах; ще­тинные (же­ст­кие) кисти №№ 22, 12, 3; пяль­ца или подрамник (по­дойдет лю­бая рамка); соль; же­ла­тин; ку­сок хлоп­ча­то­бу­мажной ткани; пу­стые ба­ночки из-под йо­гурта; трубочка для коктейля.

Под­го­товь­те все не­об­хо­ди­мое са­ми, без ма­лы­ша, чтобы к ра­бо­те он приступил «свежень­ким». Под­бе­ри­те рамку, формат мо­жет быть лю­бым. Имейте в ви­ду, что боль­шой формат (45х60) бу­дет способст­во­вать разви­тию во­об­ра­же­ния, фанта­зии, способно­сти к экс­пе­ри­менту, снимать фи­зи­че­ское и психи­че­ское на­пря­же­ние, расслаб­лять и ув­ле­кать. А ма­лень­кий (15х20) ог­ра­ни­чит возможно­сти ва­ше­го ма­лы­ша, возможно, да­же вы­зо­вет аг­рессию.

Натя­ни­те ткань на подрамник, прикрепив ее кноп­ка­ми с об­ратной сторо­ны. Ткань лучше на­тя­ги­вать в сы­ром ви­де: вы­сохнув, она бу­дет же­ст­кая и уп­ру­гая, как ба­ра­бан, что нам и нужно.

Затем приго­товь­те анили­но­вые краси­те­ли. Высыпь­те со­держи­мое па­ке­ти­ка в стек­лянную банку и за­лейте не­боль­шим ко­ли­че­ст­вом го­ря­чей во­ды, тщатель­но разме­шайте. Горя­чей во­дой до­ве­ди­те раствор до нужно­го объема. Что­бы цвет краси­те­ля был ярким и сочным, до­бавь­те в раствор не­много ли­монной кисло­ты или ук­су­са. При­го­товь­те пять краси­те­лей разных цветов: желтый, крас­ный, си­ний, зе­ле­ный, черный. Помните, что, по­пав на ру­ки, су­хой по­ро­шок (краси­тель) не сразу от­мо­ет­ся. Поэто­му всю подго­то­ви­тель­ную ра­бо­ту де­лайте в тонких ре­зи­но­вых или хи­рурги­че­ских перчатках. В растворенном ви­де краски легко смыва­ются теплой во­дой с мы­лом. Если во­зить­ся с краси­те­ля­ми не хо­чется, ку­пи­те тушь разных цветов или черни­ла во флакончи­ках.

Место, где ваш ма­лыш бу­дет творить, долж­но быть до­статочно простор­ным, без ко­вро­вых по­крытий и до­ро­гих го­бе­ле­нов. Если вы бо­итесь случайно за­пачкать ме­бель, за­ни­майтесь на кухне или в ванной комна­те. Помните, что во время ра­бо­ты ни­что не долж­но ог­ра­ни­чи­вать твор­че­ский процесс. на­день­те на ре­бенка одеж­ду, ко­то­рую не жалко ис­пачкать.

Тех­ни­ка свободной роспи­си

Итак, подго­то­ви­тель­ная ра­бо­та за­верше­на. Мож­но приглашать ре­бенка в мир не­обычных красок. Что­бы краси­тель не расте­кался, боль­ши­ми ще­тинны­ми (можно ма­лярны­ми) ки­стя­ми по­крой­те ткань на подрамни­ке концентри­ро­ванным раствором со­ли. Затем подсу­ши­те фе­ном. Пусть ма­лыш то­же участ­ву­ет в процессе.

«Что ты чувст­ву­ешь пе­ред на­ча­лом ра­бо­ты? Какое у те­бя на­ст­ро­ение? Како­го оно цвета? Что бы ты хо­тел на­ри­со­вать?» Если ре­бе­нок за­труд­ня­ет­ся от­ве­тить, по­мо­ги­те ему оп­ре­де­лить­ся. «При­слушайся к се­бе, расскажи о своем на­ст­ро­ении. На что оно по­хо­же? Может, это зверь или птица, а мо­жет, ка­кое-то сказочное су­ще­ст­во? Доброе это су­ще­ст­во или злое? Како­го оно цвета? Теперь ты знаешь, что бу­дешь ри­со­вать. Бери ки­сточку (ще­ти­на № 12) и на­чи­най ра­бо­тать, ри­суй то, что те­бе хо­чется, и рассказы­вай о том, что ты ри­су­ешь. Видишь, как здоро­во у те­бя по­лу­ча­ет­ся! Ты на­стоя­щий ху­дожник и ве­ли­ко­лепный рассказ­чик».

Во время ра­бо­ты, ес­ли ре­бе­нок ри­су­ет и од­но­временно разго­ва­ри­ва­ет, за­да­вайте ему уточ­ня­ю­щие во­просы: «Рас­скажи, ка­кой ха­рактер у твоего персо­на­жа? Что он лю­бит де­лать? Что ему не нравится?»

Помо­гайте ма­лы­шу со­здавать но­вые цвета. Отлейте в пу­стую ба­ночку не­боль­шое ко­ли­че­ст­во крас­но­го краси­те­ля и до­бавь­те не­много си­не­го — по­лу­чится фи­оле­то­вый. Сме­шайте та­ким же об­ра­зом желтый и си­ний — по­лу­чится зе­ле­ный. Чем боль­ше желто­го, тем зе­ле­ный свет­лее. Жел­тый с крас­ным да­ют оран­же­вый. Красный с черным — ко­ричне­вый. Зеле­ный с крас­ным — другой от­те­нок ко­ричне­во­го. Раз­бавь­те крас­ный во­дой — по­лу­чится ро­зо­вый. Сме­шайте не­много си­не­го с зе­ле­ным — по­явится си­не-зе­ле­ный. Про­буйте смелее! В этом процессе не бы­ва­ет ошибок. Не за­бы­вайте, что боль­шие плоско­сти нужно за­краши­вать толстой ки­стью (фон), ра­бо­тать над персо­на­жем — сред­ней, а прора­ба­ты­вать де­та­ли (ук­ра­ше­ния, нос, рот, глаза, ко­го­точки и т.п.) — ма­лень­кой.

Ког­да карти­на бу­дет го­то­ва, по­проси­те ре­бенка от­ставить ее на не­ко­то­рое расстоя­ние, а са­ми сядь­те на­против. «Моло­дец, ты се­го­дня здоро­во по­трудился, сделал ба­тик, как на­стоя­щий ху­дожник. Посмотри на свою ра­бо­ту, мо­жет, ты хо­чешь что-то уточ­нить тонкой ки­сточкой? А сейчас расскажи, что ты на­ри­со­вал? Поче­му ты сделал имен­но этот ри­су­нок? Как те­бе ра­бо­та­лось но­вы­ми краска­ми? Какое у те­бя сейчас на­ст­ро­ение? Меня­лось ли оно в процессе ра­бо­ты?»

Далее вы просу­ши­ва­ете карти­ну (ес­ли поль­зо­ва­лись им­порт­ны­ми краси­те­ля­ми, то за­парь­те ее го­ря­чим утю­гом) и ве­ша­ете на стену. Что­бы ра­бо­та имела за­конченный вид, приоб­ре­ти­те в ху­до­же­ст­венном са­ло­не ба­гетную рамку и вставь­те в нее карти­ну. Обя­за­тель­но подпи­ши­те ра­бо­ту. Это можно сделать флома­сте­ром в нижнем правом уг­лу на ли­це­вой сторо­не. Не за­будь­те по­благо­да­рить ма­лы­ша за стара­ние и ве­ли­ко­лепный ре­зуль­тат.

Аква­рель­ная техни­ка

Представ­ля­ем еще бо­лее ин­те­ресную, жи­вую и эмо­ци­ональ­ную техно­ло­гию. Вам опять по­требу­ет­ся подрамник (можно пяль­ца боль­шо­го ди­аме­тра), ткань (же­ла­тель­но шелко­ви­стая, для хо­ро­ше­го скольже­ния краси­те­ля), со­ло­минка для коктейля, соль или же­ла­тин, ще­тинные ки­сти.

Смо­чи­те ткань в во­де и на­тя­ни­те на подрамник. Рабо­ту следу­ет на­чи­нать по сы­рой ткани.

I этап: со­здание не­ба и земли

«Мы с то­бой снова превраща­ем­ся в ху­дожни­ков. Будем со­здавать карти­ну на ткани. Помнишь, как те­бе по­нрави­лась та­кая ра­бо­та? Сей­час мы бу­дем ри­со­вать пейзаж. Пей­за­жем ху­дожни­ки на­зы­ва­ют изобра­же­ние ок­ру­жа­ю­щей приро­ды. Сна­ча­ла ввер­ху карти­ны на­ри­суй не­бо: у верх­не­го края подрамни­ка оно темнее, а ближе к ли­нии го­ри­зонта — свет­лее. Вот ты и до­брался до ли­нии го­ри­зонта, ко­то­рая от­де­ля­ет не­бо от земли. Теперь на­чи­най ри­со­вать землю: траву, ка­мушки, пе­сок и т.п. У нижне­го края подрамни­ка она темнее, ближе к ли­нии го­ри­зонта — свет­лее».

Помо­гайте ма­лы­шу смеши­вать краси­те­ли в ба­ночках. Помните, что на данном эта­пе ткань долж­на быть влаж­ной. Небо и землю ма­лыш вы­полня­ет боль­шой ки­стью. «Что­бы карти­на бы­ла ин­те­реснее, на­ри­суйте на пе­реднем плане (в нижней ча­сти подрамни­ка) ка­мушки, ва­ля­ю­щи­еся ве­точки, ле­жа­щие ко­ря­ги или полза­ю­щих жучков-червячков». Затем дайте ра­бо­те просохнуть или вы­су­ши­те фе­ном.

II этап: грун­товка по­лотна

Высохшую ра­бо­ту по­крой­те грун­товкой — же­ла­ти­но­вой или крах­маль­ной. Грунтовка не даст краси­те­лю расплывать­ся по по­верх­но­сти.

1-й способ: 1 ст.л. же­ла­ти­на раствори­те в 1 стака­не хо­лодной ки­пя­че­ной во­ды. Выдержи­те 40–60 ми­нут, по­сле че­го на­грей­те, не до­во­дя до ки­пе­ния, при не­прерывном по­ме­ши­ва­нии до растворе­ния.

2-й способ: 125–150 г су­хо­го крах­ма­ла, 850–875 мл во­ды.

Раз­ве­ди­те крах­мал не­боль­шим ко­ли­че­ст­вом хо­лодной во­ды, до­бавь­те в ос­тавшу­ю­ся ки­пя­щую во­ду и в те­че­ние не­скольких ми­нут, по­ме­ши­вая, до­ве­ди­те до по­лу­че­ния прозрач­ной массы. Гото­вую грун­товку проце­ди­те че­рез си­то.

После это­го эта­па ра­бо­ты вы­су­ши­те по­лотно.

III этап: со­здание глав­ных персо­на­жей

Ска­жи­те ре­бенку: «Сей­час нас ждут на­стоя­щие чу­де­са. С по­мо­щью ка­пель­ки краси­те­ля, со­ло­минки и возду­ха мы бу­дем ри­со­вать сказочные де­ре­вья. Пусть они бу­дут с ко­ря­вы­ми ветка­ми, причудли­вой, не­обычной формы».

Сле­ди­те за тем, чтобы подрамник ле­жал на столе стро­го го­ри­зонталь­но.

«Возьми ки­сточкой темный краси­тель для де­ре­ва и капни в том ме­сте, от­ку­да оно бу­дет расти. Моло­дец! А те­перь че­рез со­ло­минку дуй на ка­пель­ку, на­прав­ляя струю возду­ха вверх к не­бу. А я бу­ду приго­ва­ри­вать: расти де­ре­во, расти сказочное! Если ка­пель­ка ис­чезнет, снова капни и дуй изо всех сил». Кра­си­тель расте­ка­ет­ся по за­грун­то­ванной по­верх­но­сти, ос­тавляя причудли­вые из­ви­ли­ны, на­по­ми­на­ю­щие разветв­ленные су­чья и ветви де­ре­вь­ев. Он не впиты­ва­ет­ся в по­лотно, а по­слуш­но по­ви­ну­ет­ся на­прав­ле­нию струи возду­ха.

«Моло­дец! А те­перь тонкой ки­сточкой мо­жешь на­ри­со­вать птиц, ле­тя­щих по не­бу, ли­сточки на де­ре­ве, трав­ку на пе­реднем плане — в об­щем, что хо­чешь. Кар­ти­на го­то­ва. Какая красо­та! Ты у ме­ня на­стоя­щий ма­стер!»

Отставьте карти­ну на не­ко­то­рое расстоя­ние и по­проси­те ма­лы­ша со­чи­нить ис­то­рию про то, что он на­ри­со­вал. «Ска­жи, по­жа­луйста, ка­кое на­ст­ро­ение у твоей ра­бо­ты? Какое у те­бя де­ре­во: до­брое или злое? Кого оно бу­дет удер­жи­вать своими ветка­ми, ве­се­лых ге­ро­ев или страшных? При­ду­май и расскажи сказ­ку о своем де­ре­ве… Моло­дец! Какое у те­бя сейчас на­ст­ро­ение? Как ты се­бя чувст­ву­ешь?»

При­коснувшись к древ­ним тради­ци­ям роспи­си по ткани, вы по­чувст­ву­ете ве­ли­кую си­лу это­го ис­кусст­ва. В процессе ра­бо­ты у ре­бенка начнут форми­ро­вать­ся ху­до­же­ст­венные способно­сти, ин­те­рес и же­ла­ние экс­пе­ри­менти­ро­вать, будут разви­вать­ся все психи­че­ские сферы. А по­скольку техни­ка ба­тик очень жи­вая и «лью­ща­я­ся», об­ща­ясь с ней, вы по­лу­чи­те массу по­ло­жи­тель­ных эмо­ций.

Жела­ем ус­пе­хов!

Светла­на КО­ЖО­ХИ­НА, арт-те­ра­певт, психо­лог
Журнал «АИСТЁНОК», 2005, 1

Закон выбора цвета Если

Закон выбора цвета
Если делаете что-то контрастное,надо знать законы выбора цветов.Для этого вам пригодится цветовой круг.
]]>]]>
Например,у вас есть желтая ткань.Находите этот цвет на круге и проводите воображаемую линию через центр.Цвет на противоположной стороне и будет самым идеально сочетающимся с желтым.Это фиолетовый.Это самый правильный контраст.Есть еще и неправильный контрасты.Но,это уже для смелых,с хорошим чувством гармонии.Ну,а с черным и белым сочетаются все цвета
На каком то форуме рукодельниц встретила, но думаю в рисовании это тоже пригодиться.

Мальчик рисует в 3 года

Мальчик рисует в 3 года

Рисуем белку и

Рисуем белку и винни-пуха
]]>]]> ]]>]]>

Рисуем д.Мороза и и Санту

Рисуем д.Мороза и и Санту