Skip to main content

Уроки по GIMP - Реставрация старой фотографии 2

Реставрация старой фотографии 2
Автор: Nik92
Материал взят с gimpforyou.org

Хочется немного рассказать о том, как можно в GIMP «восстанавливать» старые потрёпанные фотографии, вернее, их отсканированные изображения. К нижеизложенному я пришел почти самостоятельно, кое-что может показаться не совсем логичным или не рациональным. Буду признателен за полезные советы.

    1. И так приступим.

      Лучше начать с простого примера. Есть небольшая отсканированная фотография из старого шоферского удостоверения 1952 года, сканировал с разрешением 1200 DPI, обычно достаточно сканировать фото с разрешением 600DPI но эта фотография уж очень маленького размера.
    2. обработка черно-белой фотографии

    3. Первым делом повернем немного изображение в право, для этого воспользуемся инструментом «свободное вращение», после этого обрежем все лишнее, для этого воспользуемся инструментом «кадрирование».
    4. обработка черно-белой фотографии

    5. Теперь можно продолжить работу уже с таким изображением:
    6. обработка черно-белой фотографии

    7. Как видно фото очень сильно повреждено, и вы уже наверное успели подумать «Ну какой же это простой пример, проще что ль найти ничего не мог?». На самом деле, делать «достоверное» восстановление со столь потрескавшимся экземпляром не стоит на мой взгляд. Если честно, то бывают фотографии и в более плачевном состоянии, а тут вполне достаточно информации чтобы работать с ней - само изображение целое, просто потрескалось.
    8. Первым делом, чтобы облегчить себе работу, удалим фон. В процессе работы мы создадим новый фон на свое усмотрение. Для этого добавим слою с изображением альфа канал. Для этого нужно щелкнуть правой клавишей мыши в окошке «Слои» на иконке с нужным слоем и выбрать сточку «Добавить альфа канал». После этого, если начать стирать ластиком участки изображения, вы увидите что фон становиться прозрачным. Воспользуемся ластиком с кистью «Circle Fuzzy (19)» (круглая мягкая кисть) и пройдемся ей аккуратно вдоль линии плеч и головы. Получим вот такой результат:
    9. обработка черно-белой фотографии

    10. Теперь удаляем остатки фона, можно использовать кисть «Circle (19)» и увеличив ее масштаб.
    11. обработка черно-белой фотографии

    12. Опытные художники уже смекнули, что проще было бы воспользоваться свободным выделением с растушеванными краями по фону и удалением его, но мне удобнее воспользоваться ластиком, так как его использование требует меньшей аккуратности, а самое главное у ластика больше маневренность, что может очень пригодиться при вырезании более сложных деталей.
    13. Теперь сделаем копию полученного слоя. Для этого щелкнем в окне «Слои» на нужном слое и выбрать строчку «Создать копию слоя». Основной слой при этом делаем невидимым, для этого в окне «слои» нужно щелкнуть на иконке глаза в строчке слоя. Теперь пройдемся по копии слоя ластиком стирая все кроме кожи лица и шеи, глаза, губы и ноздри тоже стираем, так же стираем линию тени под подбородком и тени в раковинах ушей. В общем делаем что-то такое:
    14. обработка черно-белой фотографии

    15. Теперь применим гауссово размывание к полученному слою. Размывать стоит из соображений на сколько сильно все попорчено. Получаем следующий результат.
    16. обработка черно-белой фотографии

    17. Теперь делаем видимым основной слой.
    18. обработка черно-белой фотографии

    19. Теперь займемся фоном. Для него создадим новый слой и поместим его в самый низ стопки слоёв.
    20. обработка черно-белой фотографии

    21. Новый слоя для фона зальем градиентной заливкой, цвет для заливки я выбрал пипеткой щелкнув на слое «фото 1» по рубашке. Теперь если сделать все слои видимыми должно получиться примерно так.
    22. обработка черно-белой фотографии

      Можно поиграться с яркостью и контрастностью слоя «Новый фон»

    23. Возвращаемся к слою «Фото 1», снова ластиком с мягкими краями подчищаем края, которые не подчистили в первый раз. Для того чтобы лучше видеть все огрехи которые остаются после использования ластика, можно создать новый фон с белым фоном а слой с градиентным фоном временно отключить.
    24. обработка черно-белой фотографии

    25. Теперь отключим все слои кроме слоя «Фото 1». Инструментом «Выделение по цвету» выделим альфа-канал:
    26. обработка черно-белой фотографии

    27. Затем инвертируем выделение так, чтобы выделенной оказалась занятая область слоя. Меню «Выделение» - > «Инвертировать». Можно немного растушевать полученное выделение. Меню «Выделение» -> «Растушевать».»
    28. обработка черно-белой фотографии

    29. Возвращаем видимость всем слоям и переходим к слою «Размытое лицо». Применим к слою фильтр «Рассеивание», это чтобы чуть-чуть сымитировать поры кожи (в принципе, не обязательно в данном случае) меню «Фильтры» -> «Шум» -> «Рассеивание».
    30. обработка черно-белой фотографии

    31. Теперь сделаем слой «Размытое лицо» чуточку прозрачным , в окне «Слои» задав нужному слою непрозрачность 95% . Это нужно для того, чтобы видеть детали нижнего слоя.
    32. И вот уже можно объединить два верхних слоя: «Размытое лицо» и «Фото 1». Назовем новый объединенный слой «Фото 2».
    33. обработка черно-белой фотографии

    34. А теперь начнем применять инструменты «Штамп» и «Лечебная кисть».
    35. обработка черно-белой фотографии

    36. Объясню как пользоваться лечащей кистью. Нажать на клавиатуре клавишу ,удерживая её, выбрать на фото участок, который будет использоваться для заплатки. На изображении поставится отметка с контуром выбранной кисти. Затем уже отпустив клавишу следует щелкнуть мышью на том участке фото который хочется подлечить
    37. Теперь обратите внимание на три рисунка глаза ниже. Я выделял под заплатку участок фото находящийся как можно ближе к тому месту который нужно подрисовать и таким образом вырисовывал особо сложные и важные участки. Если проявить немного ловкости то можно использовать и отдаленные участки фото для лечения, главное чтобы они совпадали по цвету, тону и текстуре. Так же, этими инструментами можно рисовать аналогично кисти, чтобы не щелкать очень часто мышкой.
    38. обработка черно-белой фотографии

      обработка черно-белой фотографии

      обработка черно-белой фотографии

    39. И вот, таким образом, можно подчистить и подрисовать всё фото. Трещинки залечиваются таким же образом, там, где лечащая кисть сработала не аккуратно можно попробовать инструмент штамп. И не забывайте, что инструментам «Штамп» и «Лечащая кисть» можно задавать прозрачность. Самые часто используемые мною кисти при этом обычно Circle Fuzzy (19), Circle (19) и Galaxy, Big.
    40. На первый раз думаю можно остановиться только на прорисовке головы. Для того чтобы ретушировать волосы можно воспользоваться штампом. Для этого выделяем при помощи клавиши участок который желаем ретушировать а замет просто начинаем штамповать по этому же выделенному участку только чуть-чуть сместившись в сторону. В общем, можно сделать при помощи одного штампа с волосами что то такое:
    41. обработка черно-белой фотографии

    42. Получается сильно рисованно, но после можно подработать лечащей кистью, чтобы чуть-чуть размыть рисованность. После не долгой но кропотливой работы должно получиться что то такое:
    43. обработка черно-белой фотографии

    44. Теперь при помощи штампа и кисти Galaxy Big дорисовываем, вернее набрасываем, недостающие участки рубашки. Получается так:
    45. обработка черно-белой фотографии

    46. Теперь рубашку прорисовываем полупрозрачным штампом, аналогично тому, как работали с волосами, только не забывая, что нужно прорисовывать складки и тени
    47. обработка черно-белой фотографии

    48. Работа близиться к финалу. Объединим все слои в один, или же можно создать слой из видимого. И теперь уже сделаем то, с чего обычно начинают подобные уроки, переведем изображение в монохромное. Я привык работать с цветным изображением, мне удобнее так следить за тенями и деталями, а также, цветная грязь всегда на виду. Правильнее, конечно, было бы сразу перевести в монохромное, так как лечащая кисть на цветном изображении может оставлять не приятные цветные артефакты. Для перевода в изображения в монохромное использовал меню «Цвет» -> «Обесцветить».
    49. обработка черно-белой фотографии

    50. Можно поиграться с яркостью и контрастностью. Так же можно применить фильтр «Не резкая маска», находящийся в меню «Фильтры» -> «Улучшения» -> «Не резкая маска». После можно слегка тонировать фотографию, для этого создадим новый верхний слой, зададим новому слою режим «Цвет», прозрачность у слоя сделаем 20% и зальем его цветом «dcb858» (цвет взял пипеткой с отсканированного оригинала).
    51. После можно слегка тонировать фотографию, для этого создадим новый верхний слой, зададим новому слою режим «Цвет», прозрачность у слоя сделаем 20% и зальем его цветом «dcb858» (цвет взял пипеткой с отсканированного оригинала).
    52. обработка черно-белой фотографии

    53. И вот он результат работы, думаю что на этом можно остановиться. Для тех, кто забыл как это выглядело в начале, напомним. Фото кажется сильно размытым мягким и рисованным , думаю оправданием мне будет то, что фотография была очень маленького размера. Если распечатать в оригинальном размере, то выйдет вполне приемлемо.
    54. обработка черно-белой фотографии