Skip to main content

Праздник урожая

Posted in

ПРАЗДНИК УРОЖАЯ

Занятия можно растянуть на несколько дней.
Расскажите малышу, что осень богата урожаем. В садах поспевают яблочки, груши. На грядках выросло много овощей. Покажите малышу картинки с садом и огород с грядками. Если у Вас дача или участок — было бы здорово познакомить малыша в оочию и дать пощупать то, что растет.

Веселый огород (С. Иванов)
* слепите с малышом огуречную рассаду, редиску и морковку (можно слепить «темную» колбаску, в ней пальчиком сделать углубления, тогда туда можно посадить редиску и морковку), кастрюльку с крышкой и овощи для окрошки и щей (порассуждайте с малышом, что используется в окрошке, а что в щах), слепите «темную» колбаску — грядку (пусть малыш займется прополкой — фигурным ножиком «поиздевается» над грядочкой, можно полить водичкой немножко), слепите свеклу, лук, укрп, салат, петрушку, помидор, капусту.

Подрастает ряд за рядом огуречная рассада
И редиска, и морковка в глубине ныряют ловко.
Вот веселый огород! Что здесь только не растет!
Сколько хочешь овощей для окрошки и для щей!
Пропололи мы все грядки, и с поливкой все в порядке,
До корней земля промокла, без дождя напьется свекла.
Зеленеют друг за дружкой лук, укроп, салат, петрушка,
И как будто светофор, покраснел наш помидор!
Где недавно было пусто, подбоченилась капуста
И на ножках – кочерыжках к нам домой пришла вприпрыжку!

Зарядка на грядке (Т. Полякова)
* Здесь хорошо получится совместить рисование и «потягушки»

Рано солнышко встает и спешит на огород:
(рисуем с малышом солнышко и огород)
Все ли овощи в порядке? Как дела на нашей грядке?
Одолела вас дремота? Шевельнутся неохота?
(ложимся на ладошки, зеваем)
Всем командую: подъем! Ну-ка, делайте со мною
(подняли голову, улыбнулись)
Упражнение такое: вверх, вниз, подтянись,
(тянемся ручками вверх, опускаем расслабленные ручки вниз, потягиваемся)
Обязательно прогнись!
(прогибаемся в спинке)
Сбрось с себя ночную лень – впереди рабочий день.
(«сбрасываем» усталость)
Надо к вечеру успеть помидорам – покраснеть.
(рисуем красный помидор)
Баклажанам – посинеть, дыне с тыквой – пожелтеть.
(рисуем синий баклажан, желтую тыкву)

Приходите в огород (А. Береснев)
* 1 вариант: под стихотворение показываем малышу картинки, вместе рассматриваем их (картинки: мак — можно от семечки, до коробочки; огурцы на грядке; стручки бобов; огород с разными овощами)
* 2 вариант: сначала расскажите как из маковинки растет мак, потом образуется коробочка и как в ней созревает много маковинок.
Под стихотворение: малыш пробует разложить в правильном порядке маленькие картинки от маковинки до коробочки;
дайте малышу лист с нарисованной зеленой грядкой и несколько штучек маленьких огурчиков — картинок — пусть их малыш приклеит на грядку;
дайте малышу лист с нарисованными подсолнухами в картошках, а сверху листика — солнышко — пусть малыш дорисует подсолнухам ладошки, своими ладошками (используйте желтую краску);
дайте малышу белый лист бумаги, стручки бобов из зеленой цветной бумаги и несколько шерстяных ниточек — пуст создаст коллаж из зеленых бобов с усиками;
дайте малышу лист с нарисованной зеленой грядкой и картинки с разными овощами, пусть приклеит их в любом порядке.

Приходите в огород – посмотреть, как мак растет,
Как играют в прятки огурцы на грядке,
Как подсолнухи в картошке тянут к солнышку ладошки,
Как у утренней росы, у бобов блестят усы.
Все растет, все цветет, никому не тесно.
Приходите в огород, очень интересно!.

Физминутка:
Мы пойдём в огород, (шагать на месте)
Много там всего растёт: (развести руки в стороны)
Огурцы сорвём мы с грядки, (срывать воображаемые огурцы)
Помидоры с кожей гладкой, (кистями рук обрисовать круглую, шарообразную форму)
Толстая репка (поставить руки на пояс)
Засела в землю крепко. (покачаться из стороны в сторону)
Дёргай, дёргай из земли (изображать как будто дёргаем из земли)
Всё собрали, посмотри. (развести руки в стороны)

Теперь поиграем в :

ЧТО, ГДЕ РАСТЁТ
Сначала расскажите малышу, что овощи на огороде растут по-разному: морковка, свекла, картофель, репа - растут в земле, мы их не видим, а листики над землёй;
огурец, капуста, кабачок – растут на земле;
помидор, горох, перец, баклажаны - растут на веточках.
Овощи и фрукты, что растут в земле — из земли выдергивают, а те, что растут на земле — срывают.
1 вариант: показывайте малышу карточки с картинками — пусть попробует определить верно «что где растет».
2 вариант: перемешайте карточки с фруктами и овощами, а теперь пусть малыш попробует правильно разложить на 2 стопочки — отдельно фрукты, отдельно овощи.
Посложнее: при сортировке карточек на «фрукты-овощи», пусть малыш проговаривает к какому роду относится тот или иной фрукт, овощ (капуста — ОНА, лук — ОН, яблоко — ОНО и т.д.)

НАЙДИ ОВОЩ
Положите перед малышом такой листочек.
]]>]]>
Пусть попробует найти и узнать знакомый овощ, назвать его. А теперь предложите ему выбрать из шаблончиков (предварительно нарежьте из цветной бумаги или из белой и раскрасьте) и попросите наложить на общий рисунок.

ПОСЧИТАЕМ УРОЖАЙ
Можно использовать картинки с овощами, мулежи или настоящие. Выбирите два вида овощей или фруктов (например, яблочки и груши или огурчики и помидорчики)
Сначала посчитайте вместе - одно яблочко, два яблочка и т.д. Второй вид фруктов (овощей) попросите малыша посчитать самостоятельно.

* Здесь и в процессе всего праздника предлагаю использовать такие картинки овощей и фруктов. А чтобы они не растирялись - собирите их в корзинку.
МОЯ БУКОВКА
Мама называет фрукт или овощ, а малыш пусть внимательно послушает и назовет букву, с которой начинается название:
Яблоко – Я; Груша – Г; Помидор — П и т.д.

СЪЕДОБНОЕ — НЕ СЪЕДОБНОЕ
Предложите малышу поиграть в мяч. Когда Вы называете овощи или фрукты — малыш ловит мяч. Когда другое слво — мячик не надо ловить.

КАКОЙ ? КАКАЯ ? КАКОЕ ?
* Если у Вас на улице тепло — можно поиграть в песочнице. Возьмите для малыша посудку для игры в поваренка.

Давай поиграем в поворят ? Что будем готовить ? Давай сделаем салат из капусты. Как он будет называться ? (капустный) А из свёклы? (свекольный)
Из кабачков сделаем икру. Какая икра получится? (кабачковая) Из баклажан? (баклажанная)
Из картошки сделаем пюре. Какое пюре? (картофельное).
А теперь приготовим соки. Из помидор сделаем какой сок ? (томатный) А из морковки ? (морковный)
А варенье будем готовить ? Из яблочек (яблочневое), из груш (грушевое) и т.д.

ОПРЕДЕЛИ НА ЦВЕТ И ВКУС
* осторожно с аллергией !
* играть можно (и лучше) не «за один присест» (один день — грушевый сок, второй — яблочневый, третий — томатный и т.д.)

Налейте в прозрачный стаканчик грушевый сок. Дайте малышу рассмтреть цвет сока — пусть попробует назвать цвет. Теперь, дайте попробовать... Спросите, какой сок на вкус (кислый, сладкий, с мягктью и т.д.). А сможет, он угадать, из чего этот сок (из какго овоща, фрукта) ? Как называется такой сок ?

ЮНЫЙ РЕВИЗОР
Пригласите малыша помочь Вам приготовить обед. И предложите ему такую игру: пока Вы варите суп, он (она) будет «Из Главной комиссии». Его задача — проверить «из хороших ли овощей мама варит суп ? И заслуживает ли мама звания «Самый лучший повар !» Кстати, можно перед этим даже, вместе с малышом нарисвать медальку «Самый лучший повар !» и одеть её на ленточку. Думаю, какие бы ни были бы овощи Ваш малыш Вас любит и обязательно присвоит Вам это звание, а стало быть наградит Вас медалькой и поцелуем :) Ну, а Вы будете конечно же гордиться !

Итак, мама обрабатывает сначала один овощ, дайте малышу такой же — пусть потрогает (ощупает твердость, погладит, понажимает пальчиками), осмотрит, понюхает, если съедобный — попробует. А теперь проверит на качество (попробует ответить на вопросы):

Где растёт ? (в саду, в огороде, на грядке, в земле, на кусте, на дереве и т.д.)
Какого цвета? (красный, желтый, зеленый и т.д.; детям постарше — пусть уточняют (развивают мышление и речь) — называют оттенки цвета: капуста: светло-зеленая, помидор: ярко-красный, лук: желтовато-коричневый, свекла: плод серый, не блестящий, а внутри темно-красный, блестящий и т.д.)
Какой формы? (круглый, удлиненный, продолговатый, острый и т.д.)
Какой на ощупь ? (гладкий, шершавый, колючий)
Какой у него запах ?
Какой на вкус ? (сладкий, горький, сочный и т.д.; детям постарше — пусть уточняют (развивают мышление и речь) - морковь: твердая, хрустит на зубах - значит, сырая, не вареная; свекла мягкая, легко жуется, сладкая и т.д.)

Ну и конечно же подведет итог, скушав тарелчку супа. Теперь решение «Главной комиссии» - будем награждать маму ? :)

Очередь малыша помогать Вам. Приготовьте вместе «Зеленый салат». ВМЕСТЕ выбирите для салата огурчики и помидорчики, помойте, нарежьте (если малыш совсем маленький, то пусть сидит на коленках, а нож держите вместе и соблюдайте ОСТОРОЖНОСТЬ !). Можете добавить зелень, масло подсолнечне или майонез (сметану), посолите.
А чтобы было веселей — почитайте

ПОМИДОР-ЗАЗНАЙКА
(Автор Лариса Шишова)

Огурец и помидор
Как-то раз вступили в спор:
Кто полезнее из них,
Кто вкуснее из двоих?
Помидор был очень гордым,
Называл огурчик твёрдым
И безвкусным, как вода.
Говорил: “А я всегда
Очень сочный, мягкий, красный!”
“Разошёлся ты напрасно, -
Огурец ему сказал, -
Зелен ты пока и мал.
Окончательно созреешь,
Только если покраснеешь.
А меня уже едят,
Мной вовсю давно хрустят.
Даже самый маленький
Я всегда удаленький!”

А теперь можно и в сказку поиграть...

«Сказка о том, почему помидор стал красным»
* за ведущего, овощей и хозяйку может быть мама вместе с малышом. В помощь можно взять кукол, картинки или сделать подходящие поделки вместе с малышом.

Ведущий: В давние времена жили на одном огорода овощи. (По одному выходят овощи и представляются.)
- Я — веселый молодец, Я — зеленый огурец.
- Без меня на грядке пусто, А зовут меня капуста.
- Без меня вы, как без рук, В каждом блюде нужен лук.
- Любят дети с давних пор Вкусный сладкий помидор.
Ведущий: Хозяйка любила свой маленький зеленый огородик и каждый день поливала его.
Хозяйка (ходит с леечкой и «поливает» овощи). Я полью свой огород, Он ведь тоже воду пьет.
Ведущий: Овощи с каждым днем росли и зрели. Жили они дружно, никогда не ссорились. Но однажды помидор решил, что он лучше всех, и начал хвастаться.
Помидор:
Я на свете всех вкуснее, Всех круглее, зеленее. Меня взрослые и дети Любят больше всех на свете.
Огурец:
Слушай, это просто смех –
Хвастать, что ты лучше всех.
Лук:
Не поймет никак он, братцы, –
Некрасиво задаваться.
Ведущий: А помидор все свое твердил.
Помидор: Я на свете всех вкуснее, Всех круглее, зеленее. Меня взрослые и дети Любят больше всех на свете!
Овощи: Хвалился, хвалился (хором) И с куста свалился!
Ведущий: В это время на огород пришла хозяйка, чтобы собрать овощи на обед. Всех с собой взяла. а помидор не заметила.
Хозяйка уводит все овощи.
Ведущий: Летела мимо ворона.
Ворона: Кар! Кар!
Позор! Кошмар!
Не хотел быть с нами дружен,
Будешь никому не нужен!
Ведущий: Стыдно стало помидору. Заплакал он и покраснел от стыда.
Помидор: Вы меня, друзья, простите, Вы с собой меня возьмите.
Ведущий: Услышала эти слова хозяйка, сжалилась над помидором, пришла и взяла его с собой. Хотите – верьте, хотите – нет, но с тех пор осенью помидоры всегда становятся красными.

Не веришь – посмотри сам. Показываем тарелочку с помидорами.

(сказка взята с сайта «Праздники.народ.ру»)

ЧУДЕСНОЕ ЛУКОШКО
* пусть малыш попробует отгадать загадки, для самых маленьких приготовьте подсказки — маленькие карточки с картинками овощей (как называется не говорите, попробуйте показать картинку, пусть назовет сам)
* Детишки постарше пусть не только отгадают загадки, но и назовут цвет овоща и попробуют найти любой предмет такого же цвета вокруг себя или пусть попробуют найти этот цвет у себя в одежде.

Под кустом копнешь немножко,
Выглянет на свет….. (Картошка)

Сидит дед во сто шуб одет
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает. (Лук)

Красна девица сидит в темнице,
А коса – на улице. (Морковь)

Кто в земле укрылся ловко –
Это сочная… (Морковка)

Дом зеленый тесноват: узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят круглые ребятки.
Осенью пришла беда – треснул домик гладкий,
Поскакали кто, куда круглые ребятки. (Горох)

Без окон, без дверей,
Полна горенка людей. (Огурец)

Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидоры)

В земле засела крепко
Золотая …. (Репка)

Кругла, а не шар,
С хвостом, а не мышь.
Желта, как мед
А вкус не тот. (Репа)

Наш лиловый господин
Среди овощей один.
Он франзцузский граф Де Жан
А по-русски... (Баклажан)

Кто разлёгся среди грядки,
Кто играть не любит в прятки?
Вот зелёный простачок,
Белобокий … (Кабачок)

Наши поросятки выросли на грядке
К солнышку бочком,
Хвостики крючком.
Наши поросятки
Играют с нами в прятки. (Кабачки)

Спит на грядке под листом,
Да еще храпит при том.
Вот пятый сладкий сон
Лежебока... (Патиссон)

Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? … (Свекла)

Вверху зелено, внизу красно,
В землю вросло. (Свекла)

Над землей трава,
Под землей бордовая голова. (Свекла)

В земле сидит,
Хвост вверх глядит,
Сахар из неё можно добыть
Вкусный борщ сварить. (Свекла)

Как слива, темна,
Как репа, кругла,
На грядке силу копила-
К хозяйке в суп угодила. (Свекла)

Красная репка
В землю засела крепко.
Тянул её дедка
Тянула её бабка,
Чтобы внучкам - деткам
Стало бы сладко. (Свекла)

Буду я сестрой картошке,
И сестрой морковке тоже.
Хоть и разные по вкусу,
Но растём мы так похоже.
Борщ хороший приготовить
Без меня бы не сумели...
Свёклу есть, ребята, надо,
Чтобы щёчки розовели.

У нее плоды-початки,
И вкусны они, и сладки
Накормила всех от пуза
Золотая... (Кукуруза)

Красно с наружи, бело внутри,
С зелёным хололочком на голове. (Редиска)

На бело тело
Кумач надела,
Хоть и ярко наряжена,
В землю посажена. (Редиска)

Щеки розовые, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (Редиска)

Маленький и горький, луку брат. (Чеснок)

А -я- чесночок,чесночок,
Припекаю язычок, язычок,
Всех микробов убиваю,
Вас от хвори защищаю.
Я всегда немного жгучий,
Но не злой и не вонючий.
От простуды, между прочим.
Словно щит надёжный очень.

Золотая голова - велика, тяжела.
Золотая голова - отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка. (Тыква)

Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь - гладко, откусишь – сладко. (Яблоко)

Сочные, душистые, румяные, волшебные.
На деревьях мы растем. (Яблоки)

Вот зелёная стрела
К свету, к солнышку взошла.
Мы её положим в суп,
Ведь приправа эта - … (Лук зеленый)

Говорят, я горький, говорят , несладкий!
Стрелочкой зеленой я расту на грядке.
Я полезный самый,в том даю вам слово!
Лук зеленый ешьте - будете здоровы!

В огороде хрупкий зонт
Понемногу вверх растёт.
Как зовут тебя? «Прокоп», -
Громко скажет нам … (Укроп)

Вот зелёная кокетка,
Сельдереева соседка.
Остроносая старушка,
Знаем мы тебя, … (Петрушка)

Прочитайте малышу стихотворение «Спор овощей»

Довольно много лет назад
В одной деревне милой
Был огород, а рядом сад.
Росли в нем груши, сливы.
И фрукты с овощами там
Под солнцем созревали.
Давно вы их узнали.
Как были овощи дружны,
На грядках веселились.
Но вот заспорили они,
И все переменилось.

Овощи: Кто из нас, овощей, и вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях будет всем полезней?

Горошек:
Хоть я маленький совсем,
Но полезен людям всем
Сладенький мальчишка.

Свекла (покраснев):
Вот так хвастунишка.
Я полезнее тебя,
Свеклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай —
Лучше свеклы нету!

Капуста (перебивая):
Ты, свекла, помолчи,
Из капусты варят щи.
А какие вкусные
Пироги капустные!
А зайчики-плутишки
Любят кочерыжки.
И для славных ребятишек
Слаще нету кочерыжек.

Огурец (задорно):
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный!
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
На зубах хрустит, хрустит...
Я могу вас угостить!

Редиска (скромно):
Румяная редиска я,
Меня все люди знают.
Зачем вы хвалите себя ?
Ведь скромность украшает.

Морковь (кокетливо):
Про меня рассказ не длинный.
Кто не знает витамины?
Витамином “А” известна,
Людям многим я полезна.
Пей всегда морковный сок и грызи морковку —
Будешь ты тогда, дружок, крепким,
сильным, ловким!

Тут надулся Помидор и промолвил строго:
Не болтай, морковка, вздор.
Помолчи немного!
Помидору равных нет.
Вот уж много-много лет...
Ты попробуй сок томатный,
Витаминный он, приятный.

Картошка:
Возражаю я тебе,
Каждый день я на столе.
Очень людям я нужна,
Хоть и с виду так скромна.

Лук:
Вы встретите меня везде,
В салате, соусе, борще
Я блюду каждому дружок,
Простой зелененький лучок!

Баклажан (спокойно):
Синебокий баклажан
Хорошо известен вам.
Из меня вкусна икра…
Прекратит наш спор она.

Овощи:
Кто ж из нас, из овощей,
Всех вкусней и всех нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всем полезней?

Чтоб здоровым, сильным быть,
Нужно овощи любить
Все без исключенья!
В этом нет сомненья.

Разыграйте это стихотворение вместе с малышом. Заодно поиграйте в эмоции — изображайте разные овощи с разными эмоциями.
Для того, чтобы разыграть сценку «Спор овощей» совсем не обязательно много актеров.
Вам понадобятся только картон, бумага, клей, краски и немного воображения !

МАСКИ ОВОЩЕЙ

1. Нарисуйте на плотной бумаге картинку с изображением овоща (фрукта).
2. Раскрасьте гуашью, контур можно обвести фломастером.
3. Из плотной бумаги вырежьте полоску (шириной примерно 3-4 см; длиной - окружность головы ребенка).
4. Изображение овоща (фрукта) приклейте к центру полоски.
5. Наденьте маску на ребенка, соединить концы полоски (чтобы подогнать по размеру, используйте резинку или шерстяные нитки)

А теперь порассуждайте «Что же надо сделать, чтобы помирить овощи ?»

Обыграйте и следующее стихотворение.
Самый сложный вариант — нарисовать огромную картину огорода — сада с описанными овощами, фруктами, ягодами, зеленью.
Вариант попроще — подобрать картинки с перечисленными овощами, фруктами, ягодами, зеленью.
И сделать небольшие карточки с буквами.
Старшие дети пусть попробуют справиться самостоятельно, а с маленькими проговаривайте и находите всё вместе (поиграть лучше несколько раз, может быть не в один день — зависит от желания ребенка).

ОГОРОДНЫЙ АЛФАВИТ
(Автор Люба Богословская)

Огородный алфавит
С буквами живет на грядке
Каждая из них стоит
В установленном порядке.
Буква А - всегда с Арбузом,
Б - на Брюкве прижилась,
В - раздулась, как медуза,
И на Вишню забралась
Г - то с Грушей, то с Горохом
Возле Дыни Д сидит.
Е и Ё - вдвоем неплохо
Ж - под Жимолостью спит.
З - устроилась отлично
Ей завидует весь мир
На поляне Земляничной
Сушит с буквой И - Инжир.
Кто же ест инжир украдкой?
И, что называют краткой.
К с Картофелем живет,
Л зеленый Лук лелеет,
М в Малине ждет-пождет
День, когда она поспеет.
Н выращивает Нут
(Из семейства он бобовых,
Нут на блюдце подают
В диетических столовых).
И еще без лишних слов,
Домик строит из цветов.
И уже восьмые сутки
Собирает незабудки.
О - на Огуречной грядке.
К Помидорам П пришла,
Р играет с Репой в прятки.
Буква С Свеклу нашла.
Тыква Т собой закрыла,
На Укропе буква У,
Ф сердито заявила:
- Я с Фасолью быть хочу!
С горьким Хреном Х хохочет!
На Цукини буква Ц,
Съела Ч, Чеснок средь ночи
И поморщилась в лице.
Ш растит Шпинат пахучий,
Солит Щавель буква Щ.
Чтоб зимой, когда наскучит
Наварить для всех борща.
Места не нашли никак
Твердый знак (Ъ) и мягкий знак (Ь)
Ы в середке с ними ходит,
Тоже места не находит.
Э пожаловалась Ю:
- Я три дня уже не сплю.
Не растет совсем нигде
Ничего на букву Э.
Им сказала буква Я:
-Что вы ищете, друзья?
Приходите жить со мной
В дом под Яблоней большой!

ХОРОВОД «УРОЖАЙ»
В хороводе участвуют ВСЕ (мама, папа, дети, бабушки, дедушки и т.д.)
* Движения, как в детской игре «Каравай»
* После хоровода, нарисуйте для малыша силует корзинки на коричневой цветной бумаге, пусть малыш вырежет (ничего, если получится кривовато). Пусть малыш фломастерами разрисует (нарисует узор) корзинку. Приклейте её "кормашком" на лист А4. Нарисуйте для малыша силуеты овощей - а малыш пусть раскрасит их и вырежет. А теперь помогите ему собрать овощи и фрукты в корзинку.

Мы корзиночки возьмем,
В огород скорей пойдем.
Урожай собирать
И на зиму запасать.
В огород пришел народ.
Там морковочка растет
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.
В огород пришел народ.
Там капусточка растет
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.

(Спросите у малыша «А что еще растет в огроде ?»)

***

Спросите малыша: Когда собирают урожай ?

Время года отгадай:
Собирают урожай,
Разноцветный лес, красивый,
Мокнут скошенные ивы,
Тучи по небу гуляют,
Птицы к Югу улетают,
Грибники в леса спешат,
Листья жёлтые летят,
Ёжик листья собирает,
Свою норку утепляет.

* Побеседуйте по содержанию стихотворения:
- О чём говорится в этом стихотворении?
- Когда собирают урожай?
- Что собирают на огороде, в саду?
- Куда и зачем спешат люди ?
- А кто еще сбирает «урожай» из листочков ?

В народе говорят: «Красна весна цветами, а осень плодами».

НА ПРИРОДЕ
Если у Вас тепло, то поиграйте на улице. Если холодно - в домашних условиях.

Вам понадобятся: машинка (на которой ездят, отталкиваясь ногами) или трехколесный велосипед. Если нет, то можно придумать «заменитель» руля и представить себя в роли машины. Мячик - «ёжик».

1. Выбираете дорожку (тротуар, парковую аллею, тропинку). Читаете стихотврение:

Вырос в поле урожай,
Поскорее собирай.
Едут детки маленькие
По дорожке ладненькой.

В зависимости от возраста: для самых маленьких — просто проехать, для детей постарше — ехать и собирать по дороге урожай (предварительно рассыпав его; это могут быть муляжи пластмассовые или каштаны - «картошка»)

2. Чередуйте чтение строчек с выполнением заданий
По кочкам, по кочкам,
По пням и пенечкам.
(можно перескакивать или шагать по камушкам, по плитке, по пенечкам, по лесенке и т.д.)
По дорожке по прямой
Полетели мы стрелой!
(быстрый бег по дорожке)
Тут горка, там овраг
(вбежать на горку или земляной вал и спуститься вниз)
(или то с правой, то с левой ножки подниматься на ступеньку или бордюрчик и спускаться)
(или сразу двумя ножками прыгать на ступеньку или бордюрчик и вниз)
Покороче сделай шаг!
(«семенить» ножками)

Заканчивайте полувисом на шведской стенке или турнике (что найдете на улице).

Смотри, мы пришли на поле, где будем собирать урожай.

3 Комплекс общеразвивающих упражнений

Цель комплекса – профилактика плоскостопия.

3.1. И.п. – сидя на пенечке, лавочке, качелях. Катание ногой (обувь снять) массажного мячика - «ёжика» по 15 сек. каждой ногой.

Вот пузатый кабачок –
Отлежал себе бочок.

3.2. И.п. – сидя на пенечке, лавочке, качелях. Взять мячик в ручки и бросить его через лавку, через турник, в руки маме и т.д. (выбирайте сами)(10 раз).

Мы арбузы собирали
И в машину их кидали.

3.3. И.п. – сидя на пенечке, лавочке, качелях; между стопами зажат мяч. Сгибание и разгибание ног в коленях (8 раз).

Мы помидоры дружно рвали
И по ведрам рассыпали.

3.4. И.п. – сидя на пенечке, лавочке, качелях. Захватывание пальцами ног веточек и перекладывание их с места на место (40 секунд).

Все собрали огурцы,
Вот какие молодцы!

4. Комплекс игровых упражнений на мячах фитболах («мы на бахче»)

Цель комплекса – профилактика нарушений осанки.

5. Массаж подошв.

Цель – стимуляция активных точек.

Мы ходили, мы скакали,
Наши ноженьки устали.
Сядем все мы, отдохнем
И массаж подошв начнем.
На каждую ножку крема понемножку.
Хоть они и не машина,
Смазать их необходимо.
Проведем по ножке нежно,
Будет ноженька прилежной.
Ласка всем, друзья, нужна.
Это помни ты всегда!
Разминка тоже обязательна,
Выполняй ее старательно.
Растирай, старайся
И не отвлекайся.
По подошве, как граблями,
Проведем сейчас руками.
И полезно, и приятно –
Это всем давно понятно.
Рук своих ты не жалей
И по ножкам бей сильней.
Будут быстрыми они,
Потом попробуй догони!
Гибкость тоже нам нужна,
Без нее мы никуда.
Раз – сгибай, два – выпрямляй
Ну, активнее давай!
В центре зону мы найдем,
Хорошенько разотрем.
Надо с нею нам дружить,
Чтобы всем здоровым быть.
Скажем все: “Спасибо!”
Ноженькам своим.
Будем их беречь мы
И всегда любить.

6. Подвижная игра “Зайцы в огороде”.

Цель – удовлетворять потребность детей в движении.
Зайчики бегают, прыгают, собирают капустку и морквку, хрумкают.

7. Релаксация “Мы отдыхаем”.

Реснички опускаются,
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши ручки отдыхают,
Ножки тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают,
Шея не напряжена и расслаблена…
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Потянитесь! Улыбнитесь!
И совсем уже проснитесь!

8. Ходьба.
Ходьба на наружной стороне стопы. Ходьба по ребристой доске.

Едем, едем мы домой
На машине грузовой.
Ворота отворяй,
Едет с поля урожай!

КОМАНДНЫЕ ИГРЫ
Корзина с фруктами

Дети садятся в круг на расстоянии метра друг от друга на корточки. Каждый называет себя каким - нибудь фруктом: грушей, ананасом, апельсином - кому что по вкусу. Водящий - покупатель стоит в кругу. Ребята спрашивают: "Что ты купил?" Покупатель отвечает, к примеру, так: "Я пришел с рынка, принес яблоко и грушу". Тогда "яблоко" и "груша" быстро меняются местами, а покупатель старается занять место кого - нибудь из них. Тот, кто остается без места, отправляется на базар - становится водящим.

Найди пару
Играющих делят на две команды: одной раздают листья, другой - плоды. По сигналу учащиеся становятся парами так, чтобы листья соответствовали плодам. Правильно составленная пара проходит через "волшебные ворота" (двое детей с поднятыми вверх руками). Если же задание выполнено неправильно, ворота закрываются (поднятые руки опускаются).

Нужно - не нужно
Ведущий говорит: "Я хочу посадить огород. Капуста нужна?" Дети отвечают: "Нужна".
Перечисляя овощные растения, ведущий называет фруктовые. Кто из детей ошибся, получает штрафное очко. "Засадив" огород, дети продолжают игру - начинают "засаживать" сад. Ведущий, перечисляя фрукты, употребляет названия овощей. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

РАСКРАСКИ (или картинки для масок, карточек и т.д.)
]]>Яблоко, груша, лимон, арбуз ]]>
]]>Яблоко, груша, арбуз, слива, виноград]]>
]]>Репка, лук, помидор, огурец, морковка ]]>
]]>Помидор, капуста, горох, морковь, лук ]]>
]]>Овощи ]]>
]]>Овощи ]]>

Можно нарисовать вместе с малышом большой плакат на тему «Праздник Урожая» и пусть на нем всем овощам и фруктам будет весело ! :)

На последок, похвалите малыша и подарите ему новую книжку про фрукты — овощи или раскраску. А может игру ?